МАКСИМ БЛАНТ, экономический обозреватель NEWSru.com:
Словам президента Дмитрия Медведева о том, что правительству поручено создать условия для того, чтобы пенсионеры к 2020 году получали не менее 40% от своего прежнего заработка, можно не придавать значения. Прогнозировать, что будет через 11 лет, в условиях, когда ведущие эксперты и чиновники не могут определиться, чего ждать через 6 месяцев, на первый взгляд бессмысленно.
И все же пенсия - это период жизни, к которому лучше готовиться сильно заранее, поэтому и перспективы свои представлять нужно отчетливо.
Экономическая ситуация в России до 2020 года может развиваться по-разному, и уж нынешний-то кризис, скорее всего, закончится. И даже может разразиться новый, если десятилетняя цикличность в экономике сохранится.
Зато кардинальных улучшений в демографической ситуации за 11 лет не произойдет однозначно. Даже если в этом году каждая женщина фертильного возраста родит или понесет, то ничего хорошего от этого к 2020 году ждать не приходится: рожденным в этом и следующем году детям будет по 10-11 лет, и нагрузка на работников в экономике, которая из-за старения населения станет непосильной, превратится в невыносимую, поскольку кормить придется не только пенсионеров, но и малолетних иждивенцев.
За последние годы уже стало привычкой думать, что страна накопила огромные резервы, которых хватит на все (или почти на все). И уж если придется выбирать, то пенсии пойдут "под нож" в последнюю очередь. Тем интереснее оценки того, во что обойдется стране демографический и связанный с ним пенсионный кризис, и как это соотносится с накопленными резервами.
Весной прошлого года, когда кризис еще не ударил по стране в полной мере, а цены на нефть росли завидными темпами, пополняя государственные резервы, руководитель Экономической экспертной группы при правительстве Евсей Гурвич опубликовал всестороннее исследование на тему грядущего пенсионного кризиса в стране.
Полученные результаты, мягко говоря, обескураживают - К 2020 году коэффициент замещения (соотношение пенсии и зарплаты) в лучшем случае будет на уровне 20%.
"Прогнозы показывают, что увеличение размеров пенсионных трансфертов в 2008-2010 гг. позволит лишь на время приостановить дальнейшее падение коэффициента замещения. После этого прогнозное соотношение между средней пенсией и зарплатой вновь будет снижаться: до 22% в 2015 году и до 19% в 2020 году", - пишет Гурвич.
Впрочем, это инерционный сценарий. Правительство, в конце концов, не сидит сложа руки - затеяло реформу Единого социального налога. Отчисления в пенсионную систему вырастут. Однако и Гурвич исходил из сценария, не предусматривающего ни резкого снижения цен на нефть и доходов бюджета, ни скачка безработицы, который нанес удар по пенсионной системе, поскольку основной источник средств в ней - отчисления с зарплат работающих граждан, ни, тем более, обвала фондового рынка, который заставил как государственную, так и негосударственную пенсионные системы зафиксировать отрицательную инвестиционную доходность.
И тем не менее, еще один промежуточный вывод звучит как приговор: "Возможность поддержания коэффициента замещения (или, тем более, его повышения) в рамках нынешних механизмов нереальна, учитывая значительный масштаб требуемых ресурсов и долгосрочную тенденцию снижения доходов федерального бюджета".
Для того же, чтобы поддерживать коэффициент замещения на уровне 2006 года (25,8%) за счет инвестиционного дохода Фонда национального благосостояния, в 2020 году он, согласно оценке Гурвича, должен составлять 43,4% ВВП страны. Сейчас размер ФНБ составляет около 8,3% ВВП. Так что для стабилизации пенсионной системы его надо нарастить в 5 раз, но об этом речи не идет.
Сложно сказать, чем руководствовался Дмитрий Медведев, давая поручение, которое невозможно выполнить. Да это и не важно. Важно, особенно тем, кто будет выходить на пенсию до 2020 (да и после тоже перспективы не радужные) года, понимать свое положение и постараться, если это возможно, к пенсии подготовиться.