ДМИТРИЙ ДОКУЧАЕВ, редактор отдела экономики журнала "The New Times":
Греция официально признана главным мировым экономическим аутсайдером. Рейтинговое агентство S&P понизило долгосрочный кредитный рейтинг страны сразу на три ступени до "мусорного" уровня. Раньше ни одно государство еврозоны не удостаивалась такой "чести".
Да что там еврозона, ныне кредитный рейтинг Греции (в системе S&P) - ниже Ямайки, Фиджи, Гренады и Эквадора, стран, которых, при всем уважении к ним, на мировой экономической карте и не видно. Теперь от банкротства Афины отделяет всего одна ступень. Если и она будет пройдена, то стране придется объявлять дефолт.
Конечно, греческие власти не согласны с оценкой S&P и считают, что агентство недооценивает усилия правительства по стабилизации ситуации и игнорирует все попытки греков выбраться из долговой ямы, не создавая проблем еврозоне. Однако и другие признанные международные рейтинговые агентства фактически подтверждают позицию S&P. В начале июня сначала Moody's понизило рейтинг Греции в иностранной и местной валютах сразу на три ступени с негативным прогнозом, а затем Fitch также дало понять, что вполне может понизить рейтинг Греции до дефолтного уровня, если власти не смогут найти действенный механизм реструктуризации долгов.
Проблемы греческого долга возникли не вчера: о тучах, сгущающихся над экономикой Эллады, говорят по крайней мере с начала прошлого года. Но воз не просто и ныне там - он завяз еще больше за истекшее время: к концу нынешнего года размер внешнего долга Греции, по расчетам аналитиков, составит фантастические 150% от ВВП страны. Понятно, что такую сумму как ни реструктурируй, все равно реально выплатить невозможно.
Может быть, поэтому все предыдущие планы по "спасению утопающего" заканчивались провалом. И сейчас ЕС, Европейский Центробанк и МВФ предлагают новый пакет финансовой помощи. Это, в частности, может быть отсрочка погашения и дополнительные кредиты из фонда европейской взаимопомощи. Но четких договоренностей по греческому вопросу пока нет. Мало того, агентство S&P считает, что реструктуризация долга Греции при условии любой новой финансовой помощи со стороны официальных греческих кредиторов - и есть не что иное, как демонстрация страной своей неплатежеспособности, то есть дефолт.
При этом еще не факт, что греческий парламент одобрит жесткую правительственную программу бюджетной экономии, которая грозит весьма болезненно ударить буквально по каждой семье. Не случайно страну вот уже длительное время сотрясают мощные забастовки и многочисленные акции протеста: простые люди искренне не понимают, почему они должны платить из своего кармана за просчеты финансовых властей.
Казалось бы, что нам до всех этих греческих страстей - ну, в самом крайнем случае кто-то не поедет туда отдыхать летом, если планировал, а теперь испугался акций протеста. Но не все так просто. Драма, разворачивающаяся сейчас в Греции, может иметь далеко идущие последствия для всего финансового мира. Прежде всего, потому, что эта страна входит в еврозону. Соответственно, дефолт в Греции автоматически скажется на общем состоянии экономики Старого Света.
Случись такой сценарий, наверняка вслед за Грецией повалятся Португалия, Ирландия и Испания, испытывающие сходные макроэкономические проблемы. Тяжелые времена ждут евро, курс которого, скорее всего, покатится вниз. Не слишком удачной видится и перспектива того, что Афины выйдут из еврозоны и, к примеру, захотят вернуться к драхме. Это тоже будет не чем иным, как свидетельством слабости единой европейской валюты. Наконец, дефолт в Греции может привести к обвальной ситуации на фондовых рынках, которая может не пощадить ни одну страну.
Простого и легкого выхода из этой ситуации не видно. Может быть, правы те эксперты, которые предлагают не мучить Грецию непосильной для нее реструктуризацией, а просто-напросто списать невыполнимый для страны объем долговых обязательств. Это может быть не слишком честно по отношению к кредиторам Греции, но их потери (как и потери всего остального финансового мира) могут в этом случае оказаться меньшими, чем при дефолте.
Пока же нынешняя греческая "загогулина" дает миру, по крайней мере, два важных урока. Первый: те, кто уже попрощался с мировым финансовым кризисом 2008-09 годов, явно поторопились. События в Греции и на юге Европы трудно охарактеризовать каким-то иным словом, кроме как "кризис". И весь мир сейчас в известной степени находится под дамокловым мечом угрозы дефолта.
Второй: несмотря на все разговоры на эту тему, международное сообщество так и не выработало систему действенных мер, способных гасить кризисные вспышки, угрожающие глобальными финансовыми катаклизмами.
Все до сих пор сводится к тушению финансовых пожаров новыми денежными вливаниями, что приводит лишь к надуванию новых экономических пузырей, готовых лопнуть в любой момент.