Вести

ВЛАДИМИР ВОЛКОВ, обозреватель журнала "Большой Бизнес":

Представленный на днях Бараком Обамой проект федерального бюджета на стартовавший 1 октября 2011-й финансовый год, по собственным словам президента стал для него "трудным выбором". Не мудрено, учитывая, что бюджетная политика Америки на ближайшую перспективу должна одновременно решить две плохо совместимые задачи - сохранить стимулы для продолжения экономического роста, при этом вести к выравниванию все более угрожающих дисбалансов в государственных финансах.

Решение последней проблемы американским властям пока явно не дается. Если в 2010 финансовом году дефицит федерального бюджета слегка сократился, до 1,3 трлн долл., то в будущем, согласно представленному Обамой документу, он снова вырастет - до 1,6 триллионов, или 10,9% ВВП. При этом, проект Обамы призван стать первым шагом в десятилетней программе администрации по сокращению дефицита, с которым планируют бороться с помощью урезания госрасходов и повышения отдельных налогов.

Как известно, с начала кризиса американское правительство действовало ровно наоборот, наращивая госрасходы и сокращая (по крайней мере, не повышая) налоги. Идея, питавшая эту политику, проста: бюджетное стимулирование на фоне сверхмягкой денежной политики и сравнительно низкой налоговой нагрузки должны были поддержать рост национальной экономики, доходов населения и корпораций, в свою очередь, подхлестнув потребление и налоговые поступления в бюджет.

Отчасти, результат был достигнут - темпы роста ВВП США все последнее время остаются одними из самых высоких в развитом мире. Однако, как теперь уже очевидно, плюсы подобной политики, мягко говоря, не вполне перекрывают ее минусы. А именно, издержки на ее поддержание, покрывавшиеся все это время за счет печатного станка, на поверку оказываются выше, получаемых "дивидендов" в виде новых рабочих мест и все тех же налоговых поступлений, от размера которых напрямую зависит степень сбалансированности бюджета.

Американское правительство, действительно, находится перед трудным выбором. С одной стороны, программы стимулирования необходимо продолжить, поскольку без них экономика лишится главного драйвера роста - иных за два посткризисных года пока так и не появилось. С другой, сохранение подобной политики неминуемо ведет к наращиванию государственного долга и бюджетного дефицита. Выходов из этого положения в целом немного. Один из них, продолжение печатания денег с перспективой гиперинфляции или дефолт. Другой - сокращение расходов с одновременным повышением налогов, оказывая депрессивное влияние на экономику. Круг замкнулся.

Как из него выбраться, похоже, наверное не знают самые высокие интеллектуалы команды Обамы. Весьма характерным в этой связи выгладит недавнее выступление главы ФРС Бена Бернанке в Конгрессе, который, с одной стороны, попытался убедить американских парламентариев в необходимости скорейшего замораживания госрасходов и дефицита, нарастание которых угрожают подрывом доверия глобальных инвесторов к финансовой системе США С другой, признав определенное улучшение положения в экономике, высказался за необходимость продолжения программы "количественного смягчения". В свою очередь, глава американского Казначейства, в те же дни заявил конгрессменам о недопустимости резкого сокращения бюджетных расходов, высказавшись в поддержку существенного снижения налога на корпорации с нынешних 35%.

Тем временем, пока дебаты по поводу проекта американского бюджета еще далеко не завершены, по отношению долга и бюджетного дефицита к ВВП США стремительно приближаются к таким странам, как Греция, проблемы которой стали причиной известных волнений во всей мировой экономике. О взрывоопасности ситуации свидетельствует и признание Бернанке, который не исключил дефолта в случае сохранения столь же расточительной бюджетной политики. Другая свежая новость в тему - председатель Сената Южной Каролины Ли Брайт на в начале этой недели объявил, что в ближайшее время его штат может обзавестись собственной "валютой", обеспеченной золотом и серебром. "Новая валюта штата смогла бы защитить финансовую стабильность Южной Каролины в случае падения ФРС", - цитирует американского законодателя ИТАР-ТАСС.

По сути, это означает, что доверия к национальной финансовой системе и доллару нет даже на территории США. Что уже говорить о таких странах, как Китай, который все последнее время не оставляет попыток снизить свои инвестиции в американский долг, диверсифицировав свои вложения за счет покупки обязательств правительств европейских стран и Японии. А, по сути, меняя шило на мыло.

Поэтому очевидно, насколько важен исход нынешних бюджетных дебатов в США не только для будущего экономики Америки, но и всего мира. Главная неприятность в том, что мировое сообщество, по факту оставаясь заложником этих решений, повлиять на них никак не может.