Российское руководство возрождает старую добрую традицию выступать с программными заявлениями на партийных съездах. Про Госплан и пятилетки, каждая из которых имела свое особое название пока речи нет, но то ли еще будет.

Впрочем, это так, лирическое отступление. Суть того, о чем поведал российский премьер депутатам юбилейного Х съезда "Единой России", гораздо интереснее. Львиную долю своей зажигательной речи российский премьер посвятил старым и новым мерам, которые Партия и правительство предпримут для того, чтобы поддержать российскую экономику и социально незащищенных граждан. Про партию, кстати говоря, не оговорка - именно ей поручено законодательное оформление инициатив правительства.

Пакеты мер, направленных на поддержания национальных экономик, разрабатывают практически все правительства, и Россия никакой Америки тут не открыла. Поддержкой отдельных отраслей (например, автомобильной) занята Европа и озабочены США. И то, что Конгресс не поддержал пока выделение экстренной помощи автомобильным концернам, не означает, что General Motors, Ford и Chrysler этой помощи не получат, когда президент Обама вступит в должность.

Попытка стимулировать внутренний спрос, наращивая социальные выплаты за счет средств государства, также предпринимается многими странами - от США до Австралии. Впрочем, товарищей из Коммунистической партии Китая, обнародовавших рассчитанный на два года план поддержки китайской экономики и населения стоимостью 4 триллиона юаней, тут мало кто перещеголяет.

Настораживает в выступлении Владимира Путина другое. От слов о поддержке российской экономики власти постепенно переходят к риторике, провозглашающей ее защиту. "Кризис, начавшийся как финансовый, на наших глазах превратился в экономический. В той или иной степени он проверяет на прочность все страны, их способность защитить благосостояние своих граждан, экономику, национальную валюту. Этот вызов стоит сегодня и перед Россией", - заявил премьер.

Казалось бы, разница между поддержкой и защитой экономики невелика. И все же она есть. Защита предполагает не только снижение налогов, предоставление льгот по выплатам существующих налогов и госгарантий по кредитам и долговым бумагам частных компаний, но и возведение таможенных барьеров на пути иностранных товаров.

И если премьер на съезде не говорил о подобного рода мерах, это не значит, что приниматься они не будут. Достаточно вспомнить все более громкие заявления министра сельского хозяйства Гордеева о растущей угрозе продовольственной безопасности, единственным способом противостоять которой (если верить министру) является введение запретительных импортных пошлин на продовольственные товары.

В речи премьера прозвучал еще один "скользкий" пассаж: "Российская экономика в условиях мирового экономического кризиса должна ориентироваться исключительно на собственные возможности, и правительство будет ориентировать на это отечественный бизнес".

Справедливости ради, следует отметить, что одна из основных проблем, спровоцировавших кризис именно в России - это излишнее увлечение российских банков и корпораций западными кредитами. И тем не менее, следует напомнить, что излишнее увлечение идеей "опоры на собственные силы" грозит автаркией, а самое последовательное ее воплощение в жизнь можно наблюдать в Северной Корее.