ВЛАДИМИР ВОЛКОВ, обозреватель журнала "Большой Бизнес":
В понедельник наблюдательный совет Внешторгбанка (ВТБ) утвердил решение об увеличении уставного капитала банка за счет дополнительного выпуска 9 триллионов обыкновенных акций номиналом 0,01 рубля.
Предполагается, что бумаги будут размещены по открытой подписке по цене, которую предстоит определить наблюдательному совету ВТБ после того, как истечет срок действия преимущественного права выкупа выпускаемых акций. Им обладают нынешние акционеры. Далее нераскупленную часть допэмиссии, если таковая останется, будет предложена всем желающим.
Один из покупателей, который воспользуется правом преимущественного выкупа, уже известен – государство, которое потратит на это 180 миллиардов рублей - соответствующее постановление об увеличении уставного капитала ВТБ две недели назад - 6 июля - подписал премьер Владимир Путин.
Однако проявят ли интерес к участию в дополнительном размещении другие акционеры банка, в числе которых еще осталось немало участников "народного IPO", большой вопрос. Во всяком случае, вторым "народным" это размещение не станет, можно утверждать почти наверняка.
Причин здесь несколько. И разочарование динамикой акций ВТБ за два года, в течение которых он является публичной компанией, вероятно, не главная.
Действительно, потери акционеров, купивших бумаги ВТБ в мае 2007 года по 13,6 копеек за штуку и пока так и не решившие с ними расстаться, превысили 70%. Возможно отдельных "народных" владельцев акций банка по-прежнему греет мысль о компенсации, которую руководство ВТБ регулярно им обещает. Одна из последних подобных инициатив не далее как в апреле была высказана президентом-председателем правления ВТБ Андреем Костиным. Впрочем, она так и не получила поддержки наблюдательного совета банка.
Однако, думается, большая часть "народных" инвесторов, сохраняющих лояльность ВТБ, делает это по куда более банальной причине: продавать бумаги по текущим ценам без лишней нужды просто неразумно. Тем более что вероятность дальнейшей (по крайней мере, радикальной) просадки котировок существенно ниже вероятности полностью или частично отыграть потери при возобновлении роста рынка в более долгосрочной перспективе.
Однако рассчитывать на то, что в случае улучшения конъюнктуры – и это один из аргументов против участия в допэмиссии даже на текущих ценах - окажутся лучше если не рынка, то своего главного конкурента - "Сбербанка", потенциал роста которого оценивается экспертами и инвесторами явно выше ВТБ, тоже особенно не приходится.
Не секрет, что потери акционеров "Сбербанка" с осени прошлого года оказались заметно ниже убытков владельцев бумаг ВТБ. Очевидная разница в статусе двух банков - лишь часть объяснения.
Руководство Внешторгбанка, особенно на первых этапах кризиса ликвидности, любило повторять тезис о том, что банк страдает не столько за свои "грехи" (например, в его портфеле практически не было активов, которые сегодня принято называть "плохими"), сколько под общую сурдину. Особым поводом беспокойства инвесторов, активно "сливавших" акции банка в то время, была его высокая зависимость от внешних источников капитала, которую в значительной степени удалось решить с помощью государства.
Но проблемы банка, давившие на его капитализацию, этим не исчерпываются. Достаточно вспомнить отчетность ВТБ за апрель, который принес банку рекордные убытки в размере 27,86 млрд рублей, вызванных увеличением резервов на возможные потери из-за проблемных активов (главным образом, ссуд строительному сектору), а также валютной переоценкой (попросту говоря, убытками на спекуляциях с валютой).
Среди мнений экспертов, силившихся понять, почему потери ВТБ оказались столь значительными, было и такое: неоптимальная структура бизнеса головного банка, которая устроена так, что волатильная часть его доходов значительна, а структура доходов – неустойчива. Из-за этого ВТБ периодически и несет убытки на вложениях в различные активы, будь то ценные бумаги или валюта, что, очевидно, не способствовало росту его привлекательности у инвесторов.
К слову, именно после публикации апрельской отчетности эксперты активно заговорили о необходимости докапитализации банка за счет государственных средств, которая, в итоге, и будет проведена с помощью дополнительной эмиссии его акций.
В сущности, среди прочего допэмиссия дает возможность руководству ВТБ осуществить и свою давнюю мечту: вознаградить верных "народных" акционеров первого созыва за долготерпение. Например, предложив им бумаги с хорошей премией к текущему рынку. Однако популистская суть подобного шага (если предположить, что банк все же на него решится) очевидна. К тому же в этом случае ВТБ недополучит значительную часть средств, необходимых ему на пополнение капитала.
Гораздо более правильным со всех точек зрения, в том числе с точки зрения перспектив дальнейшего роста капитализации банка (а значит и стоимости активов его акционеров), было бы начало разумной реструктуризации его операций, ликвидировав огрехи и дисбалансы, приведшие к "проколам", подобным апрельским. Очевидно, решить ее будет непросто.
В противном случае, ВТБ едва ли сможет по-настоящему рассчитывать на повышенное внимание к себе инвесторов. Те же участники "народного" и всех последующих размещений, сохранивших по разным причинам лояльность к банку, еще долго обречены смотреть в зеленую спину конкурента.