МАКСИМ БЛАНТ, экономический обозреватель NEWSru.com:
Абсолютное большинство россиян не доверяет банкам и другим финансовым институтам и не пользуется их услугами. По крайней мере, добровольно - коммунальные платежи, очевидно, все-таки оплачиваются в ближайшей сберкассе или в почтовом отделении.
Видимо львиная доля из тех 40%, которые в опросе Всемирного банка заявили, что финансовые услуги им недоступны, про эти платежи и не вспомнили, чти лишний раз свидетельствует об отсутствии элементарных знаний о том, что такое финансовые услуги и какими они бывают.
Впрочем, если забыть про неприятные дни, когда приходит время оплачивать коммунальные платежи, три четверти россиян про банки и не вспоминают, предпочитая обходиться без них. Про инвестиции и говорить нечего.
Мало того, что все эти ПИФы, акции-облигации для абсолютного большинства "китайская грамота", в которой и разбираться не хочется, так еще и кризис нанес мощнейший удар по инвестициям тех, кто удосужился разобраться. После обвалов прошлого года у многих пропала охота повторять неудавшийся эксперимент, а воспользовались экстремально низкими котировками и вовсе тысячи, максимум - десятки тысяч частных инвесторов 140-миллионной страны.
Да и откуда взяться доверию, когда на памяти ныне живущих были сначала замороженные в "Сбербанке" счета, потом ваучерные фонды, большинство из которых оказались лопнувшими "пустышками", парад финансовых пирамид во главе с МММ (а были еще "Телемаркет, "Дока-пицца", "Русский дом Селенга" и масса других), череда банковских кризисов середины 90-х, увенчавшихся массовым банкротством банков в 1998 году.
А потом частные инвесторы потеряли деньги, вложившись в акции ЮКОСа, а потом, решив, что в государственное инвестировать надежнее, - на "народных IPO".
Весь опыт первого постсоветского десятилетия подсказывал россиянам, что ничего надежней и доходней простой покупки долларов и складывания их где-нибудь дома, не существует. Неуклонное снижение доллара в течение последних предкризисных лет эту веру у многих поколебало - население начало избавляться от валюты, а в стране началась дедолларизация.
Однако правительство и ЦБ ее вполне успешно восстановили, девальвировав рубль. Поколение, пережившее гиперинфляцию 90-х окончательно и бесповоротно утвердилось в сделанных тогда еще выводах. Да и государственные деятели, которые относятся к тому же самому поколению, действовали в полном соответствии с "аксиомой", не требующей абсолютно никакой финансовой грамотности: если кризис, значит - девальвация.
И они не обманули ожиданий абсолютного большинства российских граждан. Все разговоры осени прошлого года о том, что девальвация не является ни полезной, ни предопределенной, что ЦБ в состоянии полностью контролировать ситуацию на фондовом рынке, а ослабление рубля лишь ударит по населению и "подсевшей" на валютные кредиты экономике, привлечет на валютный рынок огромные средства и будет стоить ЦБ гораздо большей доли золотовалютных резервов, наталкивались на простой аргумент: "Но ведь кризис..."
До кризиса Россия выглядела, да и была на самом деле, одной из самых перспективных стран мира, в том числе и с точки зрения развития финансового сектора. Низкий охват населения финансовыми услугами таил в себе огромный потенциал. Рынок банковских услуг рос как на дрожжах. Население, страдающее от инфляции и укрепления рубля к доллару активно осваивало финансовые инструменты - рынок паевых фондов в течение нескольких лет ежегодно удваивался.
Сегодня страна в этом отношении отброшена назад как минимум на десятилетие. И виноват в этом не только мировой кризис.