Вести-Москва

ДМИТРИЙ ДОКУЧАЕВ, редактор отдела экономики журнала "The New Times":

Правительство наконец признало очевидный факт: осенью безработица в стране вышла из тени и снова начала расти. Независимые эксперты по рынку труда предупреждали об этом достаточно давно, но власти предпочитали успокаивать себя и население достаточно оптимистичными данными Росстата.

Согласно этим данным, вплоть до конца лета количество официально зарегистрированных безработных все время сокращалось, да и общее их число, посчитанное по методике МОТ, составляло лишь 8,3% от экономически активного населения. С подобными цифрами Россия смотрелась вполне благополучно на фоне таких стран, как Испания (18,5%), Индия (11,1%), США (9,7%), Франция (9,5%).

Однако "благополучие" это было во многом мнимым. Во-первых, оно обеспечивалось административным нажимом: работодатели, которые позволяли себе резко сокращать персонал, сразу попадали в сферу внимания прокуратуры, да и местные власти задействовали все рычаги, чтобы не портить статистику безработицы - с губернаторов за это спрашивали персонально. Во-вторых, вовсю были включены механизмы скрытой и частичной безработицы – перевод на сокращенную рабочую неделю, отправка работников (естественно, по их "собственному желанию") в неоплаченные отпуска, сокращение заработной платы. В-третьих, летом ситуация микшировалась за счет сезонного фактора – временных работ, пик которых приходится как раз на теплые месяцы.

Осенью "припудривать" неприглядную картину на рынке труда стало уже невозможно. Сезонный фактор сходит на нет, промышленность продолжает падать (по крайней мере, августовские данные по ней хуже июльских), и в этих условиях у предприятий нет возможности держать людей просто так – для количества.

По всей видимости, в правительстве тоже осознали, что все проблемы рынка труда одними прокурорами не решить и ослабили административную хватку. И сразу посыпались громкие заявления крупных компаний о массовых сокращениях. На "АвтоВАЗе" грозит увольнение 35 тысячам, на ГАЗе – 15 тысячам, в "Аэрофлоте" - 6 тысячам, "Сбербанк" собирается увольнять четверть сотрудников. Список продолжают предприятия почти всех регионов страны.

Понятно, что Минсоцздравразвития не может не признать очевидного, и вынужден говорить о грядущем росте безработицы. Впрочем, по раскладкам министерства все выглядит не слишком критично: в следующем году количество безработных вырастет на полмиллиона и достигнет 6,8 млн человек (около 9% от всего экономически активного населения).

Независимые эксперты считают, что в реальности ситуация гораздо опаснее, чем она видится из министерских кабинетов. Во-первых, в расчетах правительства не учитывается целая армия работающих пенсионеров – около 12 млн человек. Не секрет, что именно они первыми попадают под сокращение. На официальной статистике это никак не сказывается, в отличие от доходов конкретных семей.

Весьма сложная ситуация складывается и с трудоустройством выпускников вузов – 1,5 млн человек, хотя формально они тоже находятся за рамками официальной статистики. Предприятия озабочены тем, как бы сохранить имеющийся испытанный персонал, а не увеличить платежную ведомость за счет неопытных новичков. Еще один проблемный участок – массовые задержки по зарплате, а также ее резкое сокращение. По данным профсоюзов, этой "болезнью" охвачено почти три четверти предприятий страны - причем явным лидером здесь являются хозяйствующие субъекты Приволжского федерального округа. Те же профсоюзы утверждают, что на "неполной занятости" держат своих работников без малого 60% предприятий страны.

Конечно, это не значит, что все работающие пенсионеры, вчерашние выпускники, а также работники, переведенные на неполную занятость или сокращенную зарплату, непременно в ближайшее время пополнят ряды безработных. Будем надеяться, что такого обвала на рынке труда все же не случится. Но нельзя отрицать и другого: промышленного роста в стране по-прежнему нет, предприятия использовали уже все свои резервы для того, чтобы как-то удерживать людей и не проводить массовых сокращений. Больше без риска обанкротиться они этого делать просто не могут. А значит, армия безработных будет пополняться.

Независимые эксперты говорят, что к концу года количество людей оставшихся без работы, вырастет на 2 млн человек, а по некоторым прогнозам - может достигнуть 10 млн.

Возможно, эти прогнозы слишком пессимистичны. Однако, дабы избежать социального взрыва, правительству было бы лучше планировать свою социальную политику, отталкиваясь от пессимистических прогнозов, а не успокаивать себя благими разговорами о том, что на рынке труда ситуация под контролем. Пожалуй, это именно тот случай, когда консерватизм в оценках оправдан.