МАКСИМ БЛАНТ, экономический обозреватель NEWSru.com:
Ледяное дыхание кризиса становится все более ощутимым. Минувшая неделя ознаменовалась новыми этапами на пути его распространения по миру. Эпицентр по-прежнему в Европе, где дал трещину последний бастион финансового благополучия - экономика Германии. Неожиданно провальный аукцион по размещению немецкого госдолга, состоявшийся в четверг, спровоцировал новую волну распродаж гособлигаций европейских стран.
Это действительно стало качественно новым этапом кризиса. До последнего четверга немецкие "бунды" - 10-летние госбумаги считались самым надежным финансовым инструментом в мире, и каждый раз, когда новости провоцировали инвесторов устраивать распродажи на рынке европейского госдолга, "бунды" лишь укреплялись. Они были (и пока остаются) надежней даже "длинных" американских госбумаг, рейтинг которых поколебался после приснопамятного снижения агентством S&P кредитного рейтинга США.
Состоявшийся в четверг аукцион оказался одним из самых неудачных в истории Германии. "Это полная и абсолютная катастрофа", - прокомментировал агентству Reuters лондонский "стратег" Monument Securities Марк Оствальд вынужденное участие в аукционе немецкого ЦБ - Бундесбанка, - который был вынужден выкупить почти 40% выпуска, чтобы размещение состоялось.
Причин у этой "катастрофы" несколько. Во-первых, Еврокомиссия в очередной раз выступила за выпуск общеевропейских облигаций, а инвесторы прекрасно отдают себе отчет, кто в конечном итоге будет гарантировать обслуживание и погашение этих облигаций, - Германия, если еврочиновникам и партнерам по валютному союзу удастся уговорить немцев окончательно и бесповоротно стать всеобщим спонсором. И хотя пока финансово-экономические показатели (экономический рост, уровень бюджетного дефицита и госдолга) Германии на фоне всех остальных развитых стран выглядят блестяще, "средняя температура" в европейской палате зашкаливает, даже с учетом Германии.
Во-вторых, уже сейчас можно утверждать, что банковский кризис в Европе уже начался. О чем свидетельствует начавшийся исход вкладчиков из европейских банков, который грозит перерасти в паническое бегство. Кроме того, по данным ФРС, две трети крупнейших американских банков урезали кредитные лимиты для европейских заемщиков. За последние полгода денежные фонды США более чем на половину сократили вложения в краткосрочные бумаги евробанков. У европейских банков - основных покупателей европейских (включая и немецкие) гособлигаций начинает банально не хватать денег. Более того, чем сильнее падает в цене европейский госдолг, тем хуже обстоят дела у банков Европы.
Все это очень сильно напоминает события весны-лета 2008 года, с той лишь разницей, что тогда в эпицентре событий были крупнейшие американские и британские банки, а теперь - французские и итальянские.
Еще одним свидетельством начавшегося кризиса ликвидности служит активный вывод из России денег "дочками" иностранных банков, уже вызвавший недовольство Банка России, чиновники которого, как и три года назад принялись "настоятельно рекомендовать" снизить активность в кредитовании головных структур.
В остальном кризис развивается по привычному уже сценарию. Рейтинговые агентства находят все новые "жертвы": на минувшей неделе были понижены рейтинги Венгрии и Португалии. Кроме того, может быть понижен и рейтинг Японии, которая не в состоянии решить проблему бюджетного дефицита и начать сокращать гигантский госдолг, переваливший за 200% ВВП. Ко всему прочему добавилось и возобновление бурной дискуссии между демократами и республиканцами в американском Конгрессе, в результате которой голосование по плану сокращения бюджетного дефицита было в очередной раз провалено.
Что касается России, то на смену непонятно на чем основанным обещаниям, что мировой рецессии не будет, пришли бодрые рапорты о ходе подготовки к кризису. Докладывал о "ходе работ" на минувшей неделе сменивший "пессимиста" Кудрина оптимист Силуанов.
Выступая на Финансовом форуме России, и.о. министра финансов фактически отвечал на вопрос Германа Грефа, где финансовое ведомство собирается брать деньги на выплату пенсий, если кризис все-таки наступит.
В речи Силуанова обращает на себя внимание его готовность пустить в ход для финансирования бюджетных обязательств накопленные правительством резервы. Причем упомянул он не только изрядно "похудевший" резервный фонд, но и Фонд национального благосостояния, который изначально служит совсем иной цели, нежели затыкание дыр в бюджете. Этот фонд призван стабилизировать пенсионную систему, и Кудрин прилагал максимум усилий, чтобы в эту "копилку" без крайней нужды не залезать. В кризис деньги ФНБ использовались для "поддержки" отечественного фондового рынка - скупки на самом "дне" акций, в результате которой Фонд еще и пополнился.
Теперь у правительства другие приоритеты. Заикаться о непомерном бремени военных расходов и возможном их сокращении никто из персонажей, облеченных властью уже не рискует, "принести в жертву" нынешних пенсионеров - самую активную часть электората - накануне выборов тоже никто не рискует.
Зато можно попытаться запустить руку в индивидуальные пенсионные накопления, благо люди, которые их имеют, на пенсию начнут выходить только лет через 15, когда 60 начнет исполняться родившимся в 1967 году.
Принятый на минувшей неделе закон о порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений практически нивелирует разницу между страховой и накопительной частями пенсии, и служит прекрасной базой для сворачивания пенсионной реформы.