МАКСИМ БЛАНТ, экономический обозреватель NEWSru.com:
Британское правительство собиралось в среду разместить 40-летние облигации на 1,75 миллиарда фунтов (около 2,6 млрд долларов). Однако из-за недостаточного количества заявок на покупку аукцион пришлось отменить. Это первый провал аукциона по размещению не привязанных к инфляции облигаций с 1995 года.
В нынешних условиях, когда британское правительство отчаянно нуждается в средствах для финансирования гигантского бюджетного дефицита, рискующего перевалить в следующем году за отметку в 11% ВВП, отказ инвесторов кредитовать правительство - особенно тревожный сигнал.
Британская экономика, где финансовый сектор играет едва ли не большую роль, чем в США, страдает от всех тех же недугов, что и американская. Только болезнь эта, в силу целого ряда обстоятельств, протекает в более тяжелой форме. Да и рецепты борьбы с кризисом практически не отличаются. Более того, британские власти несколько опережают американских коллег.
Именно они первыми национализировали крупный банк, оказавшийся на грани банкротства, а потом, по мере развития кризиса, стали накачивать национальные банки деньгами в обмен на все новые и новые пакеты акций. Сегодня в Великобритании практически не осталось ни одного крупного банка без государственного участия. Долги этих банков при этом фактически конвертировались в долг государства.
Ставки Банка Англии находятся на минимальных с момента его создания значениях. Правительство Гордона Брауна пытается реанимировать потребительский спрос и рынок недвижимости, обвалившийся, подобно американскому, и продолжающий скатываться все ниже и ниже.
Многие злопыхатели утверждают, что Лондон подкосили слишком высокие амбиции, которые заключались в стремлении отобрать у Нью-Йорка статус главного мирового финансового центра. Более того, в какой-то момент оборот торгов в Сити даже превысил оборот на Уолл-стрит.
Проблема, однако, заключается в том, что британский фунт, хоть и включается многими Центробанками и институциональными инвесторами в состав своих резервов, в качестве основной мировой резервной валюты конкуренции доллару составить не может. Поэтому в полной мере воспользоваться эмиссией для реализации всех "планов спасения" для британских властей затруднительно.
Единственным результатом, которого добилось правительство Гордона Брауна, стала девальвация фунта почти на треть относительно доллара и более чем на треть относительно евро. Для иностранных инвесторов это стало дополнительным аргументом в пользу того, чтобы требовать от властей большей доходности по государственным облигациям.
При этом положительного эффекта от девальвации фунта так и не последовало. Розничные продажи в феврале продолжили падать, что свидетельствует о продолжающемся сокращении потребительского спроса. На рынке недвижимости ситуация остается беспросветной - домов продается все меньше, а цены на них все ниже, что ведет к росту просрочек по ипотечным кредитам и наносит все больший ущерб британским банкам.
Что еще хуже - на фоне углубления экономического спада в Великобритании появились первые признаки роста потребительской инфляции. Причина та же, что и в России, - девальвация национальной валюты. Однако, как и в России, инфляция пока не оказывает стимулирующего эффекта на экономику.
В условиях, когда дальнейшее наращивание государственных расходов грозит обрушить фунт и резко повысить стоимость заимствований для государства, глава Банка Англии Мервин Кинг уже обратился к Гордону Брауну с просьбой умерить государственные расходы, которые смогут стать причиной финансовой дестабилизации страны.
Британские проблемы - тема интересная, однако для большинства российских граждан довольно абстрактная. Возможно, поэтому провал аукциона по размещению долгосрочных британских госбумаг не сильно заинтересовал российские СМИ. Однако не исключено, что аналогичная ситуация сложится и с американскими казначейскими облигациями, которые окажутся невостребованными институциональными или частными инвесторами. Очевидное охлаждение Китая к этим бумагам уже стало поводом для многочисленных заверений в "твердости" доллара и надежности американского госдолга, которые последовали со стороны Барака Обамы, Бена Бернанке и Тимоти Гейтнера.
Поэтому развитие ситуации в Великобритании может стать ключом к тому, что ждет доллар и американскую (а с ней и мировую) экономику.