Moscow-Live.ru

ДМИТРИЙ ДОКУЧАЕВ, редактор отдела экономики журнала "The New Times":

Международное рейтинговое агентство Moody's ухудшило прогноз развития российской банковской системы со "стабильного" до "негативного". Вердикт Moody's особой новостью не стал: еще две недели назад агентство обнародовало доклад, посвященный российской банковской системе, в котором черным по белому говорилось о возможном снижении рейтинга.

Изменение прогноза отражает, согласно формулировкам Moody's, "обеспокоенность, что глобальные экономические условия и волатильность финансовых рынков окажут негативное влияние на российские банки". По прогнозу Moody's, на фоне мировой рецессии, реальный прирост ВВП России в следующем году замедлится до 2,8% с 3,8% в 2011 году. Впрочем, ждать следующего года для того, чтобы зафиксировать ухудшение ситуации, не обязательно. Нестабильность мировых рынков вкупе с продолжающимся оттоком капитала из России (50 млрд долларов - с начала года) и давлением на рубль уже негативно влияют на ситуацию с ликвидностью в отечественной банковской системе. Если тенденция продолжится, то это приведет к замедлению роста кредитования и снижению доступа к кредитам для заемщиков, а также увеличению процентных ставок.

Ключевая угроза здесь - недостаток ликвидности: именно эта "болезнь" поразила наши банки осенью 2008-го, когда ударила первая волна кризиса. Насколько велики риски в настоящее время?

По данным ЦБ на 1 сентября 2011 года, показатель достаточности капитала (отношение собственных средств к активам) составлял в российской банковской системе 15,7%. Согласно установкам Центробанка этот норматив должен быть выше 10%. Это означает, что кредитное учреждение должно сохранить платежеспособность в ситуации, когда его клиенты одновременно потребуют вернуть им сумму, составляющую 1/10 от всех вкладов, хранящихся там. Понятно, что такой сценарий возможен только в случае паники, если она охватит вкладчиков.

Стало быть, сейчас уровень достаточности неплохой, однако тревожит тенденция: на 1 июля этот показатель составлял 16,7%, сейчас на 1 п.п. меньше. Впрочем, первую волну кризиса отечественные банки встретили тоже с показателем достаточности капитала свыше 10%: осенью 2008-го он составлял 13,9%. То, что подобного запаса прочности не хватит для того, чтобы банки остались на плаву, выяснилось тогда буквально в первые несколько дней после начала кризиса: межбанковский рынок перестал работать, банковский сектор практически остановился.

Массовой паники клиентов банков - прежде всего, физических лиц - удалось избежать только благодаря быстрому вмешательству государства, выделившему тогда банкам сумму, превышающую 1 трлн руб. Позже, правда, выяснилось, что большую часть этих денег банки перевели на валютный рынок, попросту закупив на них доллары в условиях, когда власти объявили "плавную девальвацию", продолжавшуюся с октября 2008-го по январь 2009-го. Но факт остается фактом: благодаря финансовой поддержке Центробанка паники тогда удалось избежать, а банковская система устояла.

Ситуация трехлетней давности вполне может повториться сейчас, предупреждает Moody's. Логика его аналитиков такова: если в ближайшее время случится новый глобальный экономический спад (его нельзя исключать, прежде всего, из-за крайне напряженной ситуации в еврозоне), это приведет к сокращению мирового спроса и, соответственно, к продолжительному снижению цен на сырье. Для России это обернется сокращением объемов экспорта и рецессией экономики. На выходе - падение цен на нефть, обвал фондовых индексов и ослабление рубля: то есть абсолютно те же самые факторы, которые привели Россию к кризису осенью 2008-го. А значит, при таком сценарии под аналогичным ударом могут оказаться и банки. Moody's своим понижением прогноза лишь зафиксировало тот факт, что отечественная банковская система как была три года назад, так и сейчас остается слабым звеном российской экономики.

Дабы избежать самого негативного сценария, Moody's предлагает воспользоваться проверенным три года назад методом: снова "выйти на арену" Центробанку и своевременно оказать помощь кредитным учреждениям, до того, как их сметут толпы жаждущих получить назад свои кровные вкладчиков. То, что международное рейтинговое агентство не сгущает краски, признал и глава Центробанка Сергей Игнатьев. По его словам, дефицит ликвидности банковской системы возможен - прежде всего, из-за масштабной продажи иностранной валюты: в ситуации высокой волатильности на рынках и компании, и многие рядовые вкладчики ведут себя одинаково - перекладывают свои рублевые сбережения в долларовые инструменты. При этом Игнатьев добавил, что регулятор готов предоставить, если потребуется, единовременно "триллион рублей и больше".

Впрочем, на сей раз триллиона может и не хватить, подсчитали аналитики Moody's. По их оценкам, усугубление кризиса угрожает банкам потерей минимум около 2,4 трлн рублей. В этой связи уместно заметить, что, по данным ЦБ, на 1 сентября 2011 года собственный суммарный капитал всех российских банков составлял чуть более 6 трлн руб. Если прогноз рейтингового агентства верен, устоять при второй волне кризиса российские банки смогут при уровне достаточности капитала отнюдь не в 10% и не в 15%, а в 40% - что в принципе невозможно.

Конечно, оценки Moody's - это всего лишь прогноз, а не истина в последней инстанции. Но угрозы и риски там обрисованы четко. Ожидаемый дефолт Греции и возможные дефолты Италии и Испании могут оказаться гораздо более разрушительными для мировой экономики, чем банкротство Lehman Brothers.

Перекрытие каналов рефинансирования долга за рубежом создаст предпосылки для кризиса ликвидности в российской банковской системе. В этом случае отток капитала из России будет составлять уже не десятки, как сейчас, а сотни миллиардов долларов в месяц.