ВЛАДИМИР ВОЛКОВ, обозреватель журнала "Большой бизнес":
В минувший четверг Юрий Лужков публично отказался от предложения занять руководящую должность в структурах АФК "Система". Удивляться этому не приходится: пока в России не существует реально действующей системы, ограждающей частную собственность и ее владельцев - даже если к ним есть вопросы - от произвола властей, капиталы и люди будут бежать из страны в направлении Лондона.
О том, что бывшему московскому градоначальнику еще несколько месяцев назад было предложено занять одно из руководящих кресел в нефтехимическом бизнесе АФК, в минувший вторник в эфире радиостанции "Эхо Москвы" рассказал сам основной владелец компании Владимир Евтушенков, который особо подчеркнул, что данная оферта была согласована с высшим руководством страны. Тем не менее, уже в четверг Юрий Лужков, который после своей отставки в конце прошлого года воссоединился с семьей в Лондоне, где, как сообщается, сегодня проводит большую часть своего времени, ответил отказом, поблагодарив главу АФК за любезное желание принять участие в его дальнейшей судьбе.
Почему-то это решение Лужкова, который не раз заявлял, что стремится вернуться в Россию и продолжить работу на ее благо, не удивляет. Даже несмотря на то, что никаких формальных обвинений и попросту четко сформулированных претензий экс-мэру до сих пор предъявлено не было. В конце концов, утрата доверия президента в России пока уголовно не наказуема.
Впрочем, нынешнее поведение бывшего градоначальника вполне вписывается в многовековой российский стереотип поведения "государевых слуг", которые, стоит запахнуть жареным, "тут же бегут в Литву". В этом смысле для представителей современной опальной российской элиты не изменилось ничего, кроме направления движения - в Лондон. Чем так манит британская столица впавших в немилость чиновников и бизнесменов, понятно.
Сегодня даже ребенку известно, что "с Темзы выдачи нет". Поэтому удивляться появлению на Туманном Альбионе фигур вроде одиозного деятеля ельцинской эпохи Бориса Березовского, которому в России светит вполне конкретный срок, не приходится. Также объяснимо и появление на берегах упомянутой выше реки и бывшего совладельца "Евросети" Евгения Чичваркина, вынужденного срочно собраться в дорогу, чтобы не сесть на нары по обвинению в похищении человека. И хотя с тех пор российская прокуратура свои претензии к экс-бизнесмену отменила, возвращаться на родину Чичваркин почему-то не торопится.
Примерно по той же схеме недавно пришлось "выехать на лечение" в Лондон теперь уже бывшему президенту "Банка Москвы" Андрею Бородину, заочно обвиненному в крупных хищениях. Своей вины он не признает, но также не спешит объясняться с московскими прокурорами лично, предпочитая для этого (как Березовский и Чичваркин, Лужков, Батурина…) наводить телемосты из лондонской студии.
Думается, что упомянутыми громкими фамилиями список обеспеченных россиян, по разным причинам отъехавших из страны (разумеется, вместе со своими семьями и капиталами), далеко не исчерпывается. Еще больше тех, кто поселяется на берегах дружественных иностранных юрисдикций "от греха подальше", не дожидаясь звонка из прокуратуры, за которым непременно следуют материальные потери. Ведь ни для кого не секрет, что едва ли не главной причиной вывода активов отечественными компаниями и бизнесменами еще с начала 1990-х было желание оградить себя от риска их экспроприации.
Стоит ли говорить, что подобная миграция - людей и финансовых ресурсов - обходится российской экономике крайне дорого. Сопоставимый урон перспективам развития страны наносят и "чемоданные настроения" элиты, привыкшей - и, признаться, не без основания - смотреть на Россию как на плантацию, где зарабатываются деньги, храниться и тратиться которые будут в более комфортных юрисдикциях.
Разумеется, никто не посягает на законное право российского государства выявлять и наказывать экономических преступников в случае доказанности их вины в суде, доверия к которому, впрочем, нет. Проблема в том, что желание отыскать и выжечь "скверну", как видно, обостряется накануне очередных выборов и зачастую вызвано вульгарным стремлением передела собственности. Поэтому вполне естественно, что с каждой сменой власти, которую нам скоро предстоит пережить снова, растет и численность российской диаспоры в Лондоне.
Из всего вышесказанного не следует и то, что все чиновники и бизнесмены, попавшие под каток государства, - всего лишь невинные жертвы произвола. Наверняка среди них найдется немало вполне циничных и вовсе не безгрешных в юридическом смысле слова людей.
Меж тем, прагматичная, хотя и не менее циничная, экономическая логика требует, чтобы государство действовало в их отношении, так сказать, более деликатно, что не означает попустительства преступлениям. В конце концов, их деловые таланты и капиталы весьма пригодились бы России, которая в противном случае обречена на роль бесконечного донора человеческих, финансовых и природных ресурсов для остального мира. Плантации, где можно зарабатывать, но не жить.