Президент Франции Франсуа Олланд помиловал многодетную мать Жаклин Соваж, которая была осуждена за убийство своего супруга. Женщина должна была провести за решеткой 10 лет, пишет Le Monde. Однако сотни тысяч людей встали на защиту мужеубийцы, который годами истязал своих домочадцев. В итоге наказание было смягчено, и в ближайшее время осужденная сможет вернуться к семье.
Приговор 68-летней Жаклин Соваж был оглашен в декабре 2015 года в апелляционном суде департамента Луар и Шер. В ходе расследования установлено, что в сентябре 2012 года пенсионерка трижды выстрелила из охотничьего ружья в спину своему мужу-алкоголику Норберту Маро.
Жаклин прожила с потерпевшим в браке 47 лет. В ходе судебного разбирательства она утверждала, что муж в течение многих лет издевался не только над ней, но и над детьми. В частности, в состоянии алкогольного опьянения мужчина избивал трех своих дочерей и насиловал их.
Кроме того, семейный тиран надругался над своим сыном. Молодой человек не выдержал издевательств и совершил самоубийство через повешение 9 сентября 2012 года. На следующий день Жаклин и расстреляла супруга.
Несмотря на все эти обстоятельства, подсудимой не удалось убедить французскую Фемиду, что ее действия были продиктованы соображениями самообороны.
Уголовное дело, возбужденное в отношении Жаклин Соваж, получило широкий общественный резонанс во Франции. Более 430 тысяч человек подписали петицию с призывом к президенту освободить женщину. Сторонников освобождения Жаклин поддержали известные женщины-политики: член парламента от партии "Республиканцы" Валери Буайе, мэр Парижа Анн Идальго, министр культуры и массовых коммуникаций Флер Пеллеран.
Кроме того, в защиту осужденной выступили лидер французских и немецких экологов, бывший участник студенческих волнений 1968 года Даниэль Кон-Бендит и экс-министр и соучредитель "Левой партии" Жан-Люк Меланшон. А французские феминистки из организации Osez le Feminisme призвали изменить определение понятия "самозащита" в уголовном кодексе, включив в него случаи домашнего насилия, писала The Daily Telegraph.
Франсуа Олланд своим решением сократил срок приговора на два года и четыре месяца, что позволяет Жаклин Соваж уже в середине апреля 2016 года выйти на свободу по УДО. "Президент Республики решил, что госпожа Соваж должна в кратчайшие сроки вернуться в лоно семьи", - говорится в коммюнике Елисейского дворца.
В прошлую пятницу президент страны принял дочерей Жаклин Соваж и их адвокатов, сообщает RFI. После долгого разговора он попросил дать ему время на размышление. Прежде чем огласить помилование, он провел совещание с министром юстиции Жан-Жаком Урвоасом и премьер-министром Франции Мануэлем Вальсом. В воскресенье он принял адвокатов Жаклин Соваж и огласил им принятое решение.
"Он решил принять во внимание исключительность ситуации, но в согласии с судебным порядком", - также говорится в коммюнике.
Отметим, что сторонники скорейшего освобождения Жаклин Соваж обращали внимание на то, что члены ее семьи в течение 47 лет подвергались насилию из-за равнодушия со стороны общества и его институтов. На избиения женщины и ее детей не обращали внимание ни соседи, ни школьные учителя, ни сотрудники социальных служб.
Домашнее насилие остается серьезной проблемой. В 2014 году от рук семейных тиранов умерли 134 француженки.
Добавим, что Франсуа Олланд еще во время президентских выборов 2012 года заявлял, что не является сторонником широкого использования права на помилование. Эти полномочия появились у главы государства еще в период правления Наполеона III, провозгласившего себя императором в середине XIX века.
Помилование как институт уголовного права возникло уже в древнейших государствах, где оно являлось проявлением монаршей воли. Позднее, в эпоху Просвещения, оно подвергалось критике со стороны многих выдающихся мыслителей. Они полагали, что помилование противоречит принципу равноправия граждан. По этой причине в 1791 году, когда во Франции приняли новый Уголовный кодекс, от практики помилования отказались.
Тем не менее институт помилования сохраняется в большинстве государств мира и закреплен в международных актах. В частности, в ч. 3 ст. 6 Международного пакта о гражданских и политических правах говорится, что всем приговоренным к смертной казни предоставляется право просить о помиловании и что помилование или замена смертного приговора могут быть дарованы во всех случаях. Таким образом реализуется принцип равноправия.
До последнего момента Олланд использовал свое право на помилование лишь однажды: в 2014 году он помиловал грабителя Филиппа Эль Шеннави, который просидел за решеткой 38 лет.