Moscow-Live.ru

В Мособлсуде продолжается процесс над членами неонацистской группировки БОРН, причастными к серии резонансных убийств. Его ход подробно освещает издание "Медиазона". Из последних показаний свидетелей следует, что выбор жертв зависел от публикаций в прессе. А косвенную ответственность за одно из убийств несут нечистоплотные журналисты, которые распространяли дезинформацию, разжигавшую межнациональную рознь.

Речь идет об убийстве таксиста Соса Хачикяна, которого осудили за нападение на продавщицу "Евросети". Из публикаций в прессе следовало, что кавказец зверски избил беременную русскую девушку, у которой из-за этого произошел выкидыш. Однако сама потерпевшая утверждает, что информация о ее беременности была журналистской уткой.

В понедельник в качестве свидетеля выступила сама пострадавшая от агрессии Хачикяна - Олеся Агнаева. Она рассказала, что таксист зашел в салон "Евросеть", где девушка работала вместе со стажером, во взвинченном состоянии. Мужчина потребовал, чтобы ему немедленно выдали 30-рублевый выигрыш в лотерею.

Поскольку произошла заминка, Хачикян набросился на Олесю с кулаками, нанеся ей два удара по голове и несколько - в область живота. Стажерка побежала звать милицию, а сама Олеся заблокировала дверь салона шваброй, чтобы нападавший не убежал. Милиция появилась очень быстро и задержала Соса Хачикяна.

У Олеси от сильных ударов в живот началось кровотечение, из-за которого ее отправили в больницу. Однако никаких серьезных травм у девушки не нашли.

Тем не менее сотрудники издания LifeNews раздули из хулиганской выходки таксиста настоящую сенсацию.

"Когда я попала в больницу, ко мне журналисты рвались, - вспоминает Олеся. - Я потом много чего вычитала - все это не соответствовало действительности".

В частности, в публикации указывалось, что Агнаева была беременна, а после избиения она потеряла плод. Пресса даже приводила слова, якобы сказанные Олесей после выкидыша: "О том, что я жду ребенка, я узнала три дня назад. Это была моя первая беременность".

Постепенно сообщения обрастали новыми "важными" подробностями. Утверждалось, что жертвой нападения стала русская девушка. Однако в суде Олеся заявила, что является наполовину осетинкой.

Все эти детали, даже если бы и были тогда известны, вряд ли заинтересовали бы общество, зараженное националистическими настроениями. Многие читатели сообщений об избиении "русской девушки армянином" желали скорейшей расправы над Сосом Хачикяном. Этими настроениями и решили воспользоваться боевики БОРН, задумав заведомо резонансное убийство для пиара своей организации, якобы борющейся с "засильем кавказцев".

Кстати, за нападение на Олесю Агнаеву Хачикян был привлечен к уголовной ответственности и наказан исправительными работами. А в сентябре 2010 года его нашли застреленным. Ответственность за это убийство, представленное как самосуд, взяла на себя "Боевая организация русских националистов".

Полицейского с армянской фамилией "назначили" врагом русских

Похожая провокация, когда распространители информации придают национальный окрас криминальной хронике, привела и к покушению на участкового МВД Гагика Беняминяна. Именно его националисты окрестили "врагом русской учительницы" Елены Журиной, которая преподавала музыку и постоянно ссорилась с соседями по коммунальной квартире, являющимися выходцами из Узбекистана. Якобы именно Беняминян мешал преподавательнице приструнить своих обидчиков.

Сотрудник МВД, выступив в суде, опроверг расхожее мнение. "На сайте ДПНИ (ныне запрещенное "Движение против нелегальной иммиграции" - прим. NEWSru.com) и в интернете писали мою фамилию в связи с этим конфликтом, хотя той квартирой занимался совсем другой участковый", - пояснил Гагик Беняминян.

По его словам, Журина и ее оппоненты Жуматовы все время писали друг на друга заявления. В 2001 году Гагик собирал материалы на уголовное дело о побоях против Жуматовых, но с 2003 года он начал работать на другом участке, и конфликты между "заклятыми соседями" разбирали другие полицейские.

Однако неонацистов эти тонкости не интересовали. Беняминян уже в силу своей армянской фамилии подходил на роль очередной жертвы. Он был расстрелян в начале весны 2011 года и лишь чудом выжил.

"Кремлевские связи"

Основателем и главарем БОРН является выпускник истфака МГУ Илья Горячев. А главным подручным Горячева стал его бывший однокашник Никита Тихонов, осужденный пожизненно за убийство журналистки "Новой газеты" Анастасии Бабуровой и адвоката Станислава Маркелова. Также в банде Горячева числились гражданская жена Тихонова Евгения Хасис, Максим Баклагин, Вячеслав Исаев, Михаил Волков и Юрий Тихомиров. Все они, кроме Хасис, находятся сейчас на скамье подсудимых.

Хасис и Тихонов выступают на процессе в качестве свидетелей. Из показаний Евгении следует, что указания на убийства поступали от Ильи Горячева, который получал их от Леонида Симунина, возглавлявшего люберецкий филиал прокремлевской организации "Местные". Сам Горячев называл Симунина "куратором от администрации президента".

Однажды Леонид Симунин, по словам Хасис, напрямую попросил Горячева осуществить заказное убийство сотрудника ФСБ за пять тысяч евро, так как оно "вписывается в концепцию действий БОРН". Но Тихонов от этого предложения отказался, объяснив, что он не наемный убийца, а революционер.

Осенью 2009 года Горячев заявил, что было бы неплохо убить какого-нибудь представителя судебной власти. "Он передал нам целый список судей, которые вели дела против националистов. В нем был и судья Эдуард Чувашов", - рассказала Хасис. Весной 2010 года Чувашова застрелили.

Среди потенциальных жертв значились, например, адвокат Ходорковского Вадим Клювгант, оперативный сотрудник Георгий Бойко, участвовавший в поимке неонацистской банды Боровикова-Воеводина, и петербургский журналист "Комсомольской правды" Александр Бойко.

Никита Тихонов в своих показаниях назвал Симунина представителем криминальных структур из города Люберцы, который позднее стал сотрудником администрации президента РФ, курирующим молодежные движения. Кстати, летом 2014 года Симунина видели в ДНР, где он оказывал помощь в сфере энергетики. Об этом писала "Новая газета".

Со слов осужденных участников БОРН, их группировка должна была действовать под прикрытием легальной националистической партии "Русский образ", которую создавал Горячев. "Так было в ирландской истории - были ИРА и партия "Шинн Фейн", на которых и ориентировался Горячев, сейчас это реализовано на Украине", - рассказала Хасис.

Она также предположила, что действиями Симунина руководил первый заместитель руководителя администрации президента РФ Владислав Сурков. "Мне известно, что Леонид Симунин, являвшийся представителем Суркова, говорил фразы вроде "Я посоветовался с руководством", "Руководство не рекомендовало", - добавила Хасис.

Участие своего гражданского мужа в убийствах Евгения объяснила не только идейными соображениями, но и надеждами на получение политической "крыши". Горячев обещал помочь Тихонову с закрытием уголовного дела об убийстве антифашиста, из-за которого Никита перешел на нелегальное положение.

"Тихонов зависел от Горячева, потому что это был его единственный шанс решить проблему с розыском. Никита хотел вернуться в нормальную жизнь, и он рискнул", - заключила Хасис.