В Челябинской области персонал исправительной колонии №1 забил до смерти четверых заключенных, которые только что прибыли с этапа и подбивали других осужденных на бунт.
В настоящий момент следственный отдел по городу Копейск при областной прокуратуре возбудил уголовное дело в связи с превышением должностных полномочий и причинением тяжкого вреда здоровью, повлекшего смерть, передает "Интерфакс" со ссылкой на пресс-центр прокуратуры Челябинской области.
По данным следствия, в конце мая четверо заключенных колонии №1 совершили нападение на пятерых сотрудников администрации, которые получили ранения. Всенападавшие были жестоко избиты резиновыми дубинками и позднее скончались.
Погибшими оказались 24-летний Сергей Поляев, 37-летний Анатолий Айвасед, 20-летний Вячеслав Сахабаев и 26-летний Евгений Мамуков. По словам представителей следственного управления, их трупы были обнаружены 31 мая в помещении строгих условий содержания единого помещения камерного типа транзитно-пересылочного пункта исправительной колонии №1. При осмотре всех трупов обнаружены многочисленные ссадины и кровоподтеки на различных частях тела, сообщает Ura.ru.
В связи с нападением на сотрудников учреждения ФГУ ИК-1 ГУФСИН России проведена проверка. Установлено, что 30 мая в транзитно-пересыльный пунктисправительного учреждения прибыли четверо осужденных: трое из Тюменской области, а четвертый - житель Воронежа. "Они были осуждены за преступления, сопряженные с насилием над потерпевшими, а также с незаконным оборотом наркотиков", - пояснили в прокуратуре.
Еще на этапе в спецвагоне "осужденные вели себя агрессивно и агитировали других пересыльных против конвойных", подчеркивают в надзорном ведомстве. А по прибытии в исправительное учреждение они продолжали противоправные действия, направленные на нарушение порядка и оскорбление сотрудников учреждения.
В частности, "во время нахождения в камере привели в негодность имущество и внешний вид помещения", перечисляют проступки новоприбывших в прокуратуре.
Утром 31 мая осужденные "проявили неповиновение" при неполном личном обыске во время выведения на прогулку из камеры №4. По данным следствия, осужденные напали на сотрудников администрации колонии с лезвиями и остро заточенными металлическими пластинами.
Отметим, что совершенно непонятно, откуда у только что прибывших в колонию заключенных нашлись упоминаемые в сообщении лезвия и заточки.
В результате потасовки пятерым надзирателям были причинены телесные повреждения различной степени тяжести, "в том числе переломы, сотрясение головного мозга и резаные раны".
В ответ, по данным прокуратуры, к нарушителям были применены спецсредства в виде ПР-73 (резиновая палка) и БР (наручники), после чего виновников развели по разным камерам. В прокуратуре утверждают, что пострадавших заключенных осмотрел врач, однако "к вечеру состояние их здоровья ухудшилось и все четвероскончались".
По другим данным, врач был допущен к пострадавшим только после того, как их состояние ухудшилось. Это произошло в промежуток между 17:00 и 18:15, когда инспектором по надзору зафиксировал ухудшение самочувствия пострадавших. Принятые меры оказания медицинской помощи оказались безрезультатными.
Уголовное дело возбуждено по пунктам "а", "б", "в" части 3 статьи 286 УК РФ (превышение должностных полномочий, совершенное с применением насилия, специальных средств, с причинением тяжких последствий), части 4 статьи111 УК РФ (причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшее понеосторожности смерть потерпевшего).
Одновременно возбуждено дело в связи с нападением на сотрудников исправительного учреждения. Следствие ведется по части 2 статьи 321 УК РФ (дезорганизация деятельности учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества, совершенная в отношении сотрудника в связи с осуществлением им служебной деятельности).
Ход и результаты расследования находятся на особом контроле в прокуратуре области. Директор Федеральной службы исполнениянаказаний (ФСИН) России Юрий Калинин вылетел в Челябинск для участия в следствии.
Бунтуют и взрослые, и дети
Это не первый случай, когда ФСИН рапортует о предотвращении или подавлении бунта с человеческими жертвами.
Так, в ночь на 17 октября 2007 года произошел бунт в Кировоградской колонии для несовершеннолетних преступников (Свердловская область). Тогда были убиты двое заключенных и сотрудник администрации, а еще два десятка человек попали в больницы. Отчитываясь о расследовании событий в Кировограде, представители ФСИН признали ошибки в действиях администрации колонии, шесть ее представителей были отстранены от работы.
А 25 октября 2007 года начался бунт в исправительном учреждении ИК-5 под Санкт-Петербургом, более известной как "Металлострой". Волнения начались около 19:30, когда в дежурную часть МЧС позвонили из администрации колонии с сообщением о пожаре. На место выехали два пожарных расчета, но администрация отказалась пускать их, заявив: "Пожар небольшой, разберемся сами".
Позднее стало известно, что в жилой зоне колонии заключенные сами подожгли один из бараков. По некоторым данным, заключенные поджигали и смотровые вышки, а также закидывали тяжелыми предметами окна в постройках на территории колонии.
Устроив поджог, около 50 заключенных напали на сотрудников администрации, пытаясь взять заложников. В результате происшедшей стычки пострадали несколько заключенных и охранников. Один из них был убит.
По официальной информации, обстановка на территории колонии стабилизировалась примерно через 3 часа без применения физической силы и спецсредств.
"Профилактические пытки"
Между тем правозащитники утверждают, что в России возродились так называемые "пыточные" колонии, в которых в профилактических целях заключенных подвергают жестоким наказаниям. Так, в начале 2008 года в интернете появилась видеозапись, на которой, как утверждалось, были засняты экзекуции в ИК-2.
На видео видно, как провинившихся выводят из строя, "распинают" на импровизированных козлах и избивают резиновыми дубинками. Но затем к тому же наказанию готовят целую шеренгу заключенных, которые торопливо раздеваются. Перед этим был зверски избит один из них, недостаточно быстро раздевшийся.
В перерывах между жестокими ударами омоновец в шлеме поигрывает дубинкой. Еще одного заключенного избивают, когда он, полуголый, пытается поднять с земли свои штаны. Раздетых до трусов заключенных одного за другим избивают у железной ограды, некоторые из них уже не могут встать.