В Челябинской области продолжается расследование таинственной гибели сразу четырех заключенных, избитых конвоирами. По версии ФСИН, накаченные какими-то препаратами осужденные подняли бунт по заказу "вора в законе", а затем дружно покончили с собой.
Одной из версий неповиновения четырех заключенных в колонии №1 города Копейска Челябинской области является заказ на дестабилизацию обстановки со стороны криминального авторитета, передает "Интерфакс" со ссылкой на председателя Общественного совета при главном управлении Федеральной службы исполнения наказаний (ГУ ФСИН) Челябинской области Виктора Чернобровина.
"У нас есть данные, что криминальный авторитет по кличке Медведь дал поручение этим (погибшим) заключенным устроить беспорядки в колонии", - заметил Чернобровин. По замыслу "вора в законе", погибшие якобы должны были спровоцировать "массовый бунт заключенных".
Всего же в группу зачинщиков беспорядков входили 12 человек, утверждает председатель общественной палаты Челябинской области Вячеслав Скворцов.
Вероятнее всего, события должны были развиваться по сценарию бунта в Кировоградской воспитательной колонии (Свердловская область), произошедшего осенью 2007 года, приводит ИТАР-ТАСС предположение исполняющей обязанности руководителя пресс-службы ГУФСИН по Челябинской области Нины Гейзер. "Начинаются беспорядки, потом общий бунт и, в конце концов, осужденные идут на прорыв периметра колонии", - добавила Гейзер.
Бунтарей "накачали" не известно чем
Представитель ФСИН Виктор Чернобровин подтвердил, что заключенные вели себя агрессивно задолго до прибытия в колонию. Уже на этапе "к ним не могли подойти конвоиры".
В копейской колонии, где содержится 1,5 тысячи заключенных, новичков посадили в одну камеру, чтобы не дестабилизировать обстановку. "В камере они сразу устроили погром, стали крушить дверь, пытаться переворачивать мебель, несмотря на то, что в камере все антивандальное", - подчеркнул Чернобровин.
Когда же бунтарей наутро, 31 мая, вывели из камеры №4 на прогулку, они сразу напали на конвоиров с лезвиями для бритья и супинаторами, спрятанными в сапогах. В итоге сотрудники колонии вынуждены были усмирять их резиновыми дубинками.
У заключенных был "практически на нуле болевой порог" и они не чувствовали ударов, утверждает представитель ФСИН. "Складывается такое ощущение, что они были чем-то накачены", - пояснил Чернобровин.
По его словам, заключенные не могли умереть от ударов, которые они получили, причем одновременно. "Нам кажется, что они приняли какое-то вещество, но это покажет анализ крови", - заметил представитель ФСИН.
Чернобровин также сообщил, что после усмирения трое из четырех бунтарей написали показания, в которых "давали признания, что хотели устроить массовые беспорядки".
Ранее сообщалось, что 31 мая группа прибывших в колонию в Копейске осужденных напала с лезвиями и заточками на конвоиров. В результате пятеро надзирателейполучили телесные повреждения, "в том числе переломы, сотрясение головного мозга и резаные раны".
В ответ к нарушителям были применены спецсредства в виде ПР-73 (резиновая палка) и БР (наручники), после чего виновников развели по разным камерам. В прокуратуре утверждали, что пострадавших заключенных осмотрел врач, который не нашел у них серьезных повреждений. Однако "к вечеру состояние их здоровья ухудшилось и все четверо скончались".
По другим данным, врач был допущен к пострадавшим только после того, как их состояние ухудшилось. Это произошло в промежуток между 17:00 и 18:15, когда инспектором по надзору зафиксировал ухудшение самочувствия пострадавших. Принятые меры оказания медицинской помощи оказались безрезультатными.
Погибшими оказались 24-летний Сергей Поляев, 37-летний Анатолий Айвасед, 20-летний Вячеслав Сахабаев и 26-летний Евгений Мамуков. Трое из них - жители Тюменской области, один - проживал в Воронеже.
Точный ответ о причинах смерти осужденных даст судебно-медицинская экспертиза. Она назначена в рамках уголовного дела, возбужденного по ст.286 ч.3 п.п."а,б,в" (превышение должностных полномочий, совершенное с применением насилия, оружия или специальных средств) и по ст.111 ч.4 (причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшего смерть потерпевшего) УК РФ.
Кроме того, возбуждено уголовное дело по ст.321 ч.3 (дезорганизациядеятельности учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества) УК РФ.
Провинившихся конвоиров уже осыпают милостями
Между тем местные власти уже поспешили объявить о своем намерении улучшить жилищные условия провинившихся конвоиров. Так, глава города Копейска Михаил Конарев заверил членов совета, что рассмотрит соответствующие обращения от пострадавших сотрудников ФСИН.
По словам представителя Общественного совета при областном управлении ФСИН Виктора Чернобровина, трое из пяти пострадавших надзирателей нуждаются в улучшении жилищных условий.
Он также сообщил, что на совете была высказана идея о необходимостисоздания мемориального комплекса в память о сотрудниках ГУФСИНЧелябинской области, погибших при исполнении служебного долга.
В частности, за последние пять лет в колониях Челябинской области погибли при исполнении служебных обязанностей четыре сотрудника ФСИН.
"У многих силовых структур есть подобные мемориалы. Нужноувековечить память и погибших при исполнении сотрудников колоний, ведь они тоже защищали нашу безопасность и покой", - подчеркнул Чернобровин.
Отметим, что эти предложения властей несколько диссонируют с едва начавшимся расследованием и возбуждением уголовных дел в отношении пострадавших сотрудников колонии.