Reuters

Во Франции проходит громкий судебный процесс над членами преступной группировки, которые похитили, а затем запытали до смерти 23-летнего молодого человека еврейской национальности. Сначала полиция полагала, что преступники руководствовались только желанием наживы, однако в дальнейшем выяснилось, что расправу над продавцом салона мобильной связи организовал отъявленный антисемит.

Жестокое убийство в Париже молодого еврея, ставшего жертвой банды эмигрантов из Африки, ввергло в шок всю Францию. В последнее время в обществе активно борются с проявлениями антисемитизма, однако преступление убийц, провозгласивших себя "бандой варваров", поставило вопрос об эффективности такой борьбы, пишет газета The New York Sun.

23-летний продавец салона мобильной связи Илан Халими был похищен, а после этого подвергся жестоким пыткам, которые длились целых три недели. В течение этого времени бандиты пытались заполучить денежный выкуп у родственников похищенного за его освобождение.

Незадолго до рокового похищения злоумышленники подослали к своей жертве молодую особу, которой удалось произвести впечатление на Халими. Девушка приятной внешности познакомилась с ним в салоне, где он работал, а поздним вечером 20 января 2006 года пара встретилась в южном парижском пригороде Бонекс.

Не догадываясь о коварных планах своей новоиспеченной знакомой, Халими пришел на встречу как на первое свидание. Однако романтический вечер закончился исчезновением молодого клерка.

На следующий день родители Халими получили электронное письмо, извещавшее о том, что их сын похищен и сможет вернуться к ним только при условии выплаты выкупа в размере 540 тысяч долларов. В качестве доказательства серьезности своих намерений вымогатели приложили к письму фотографию их заложника с наставленным на него пистолетом. При этом в руках Халими держал газету, на которой виднелась текущая дата и время.

В последующие дни "варвары" неоднократно направляли пострадавшей семье угрозы и фотографии искалеченного пленника. В конце концов родители Халими обратились за помощью в полицию Парижа, получив совет начать переговоры с похитителями. Супругам удалось снизить размер выкупа до 120 тысяч, а позднее преступники пошли на еще более значительные уступки, остановившись на сумме в 60 тысяч долларов.

Уже тогда сыщики заподозрили неладное. "Их (бандитов) поведение отличалось от образа действий обычных похитителей, преследующих цель наживы", - отметили в полиции.

Через четыре дня после похищения, 11 февраля, рэкетиры неожиданно прекратили переговоры с родителями своей жертвы, а еще два дня спустя полицейские обнаружили едва живого Халими недалеко от железнодорожной станции Сент-Женевьев-де-Буа, что в 15 километрах от пригорода Бонекс.

Пострадавший был в наручниках и полностью раздет, при этом он сильно истекал кровью. Халими не мог вымолвить ни слова, а "80% его тела имело следы жестоких побоев", рассказали в полиции. Уже через несколько минут после обнаружения заложника его срочно отправили в больницу, однако по пути туда он скончался.

Уже через несколько часов полицейские арестовали 15 членов банды "варваров". В ходе расследования детективы также опубликовали фоторобот девушки, которая заманила Халими в ловушку. Близкие друзья Одри Л. уговорили ее позднее сдаться полиции, и 17 января обольстительница добровольно вручила себя в руки правосудия.

"Старая чума" заражает французов

Убийство Илана Халими было преступлением на почве антисемитизма. На сегодня этот позорный факт стал достоянием всего общества. Французы внимательно следят за перипетиями начавшегося на этой неделе в парижском суде скандального процесса. Группа подсудимых, провозгласившая себя "бандой варваров", обвиняется в похищении, пытках и убийстве молодого еврейского юноши. Гибель Халими стала вопиющим фактом насилия, учиненного на почве антисемитизма во Франции в последние годы.

После начала судебных слушаний 27 подсудимых были обвинены в причастности к похищению, лишению свободы и убийству Илана Халими в феврале 2006 года, совершенному на почве ксенофобии. По данным следователей, зачинщиком расправы стал предполагаемый лидер бандитской группировки Юсуф Фофана. Ранее он заявил полицейским, что вместе со своими приспешниками задумал похищение Халими с целью получения крупного денежного выкупа, потому что жертва и его семья были евреями, а значит, имели солидное состояние, пишет The Time.

В ходе судебного процесса 28-летний Фофана активно выражал свои религиозные убеждения, крича на арабском языке "Аллах Акбар!" ("Аллах всемогущ!"). При этом главарь банды называл себя самыми разными эпитетами: арабом, африканцем, мятежником, варваром и даже салафистом (это раннеисламское религиозное учение призывает очистить веру от "налета иностранного влияния" и часто отождествляется со сторонниками "Аль-Каиды" и других экстремистских группировок).

Позднее Фофана словно насмехался над семьей погибшего, назвав датой своего рождения день смерти Халими - 13 февраля 2006 года.

Никто из 26 сообщников главного фигуранта дела даже не пытается повторить его браваду. Напротив, они стремятся преуменьшить свое участие в похищении и пытках Халими. Еще на допросах в полиции они рассказали, что вынуждены были пойти на преступление из-за страха перечить Фофане. Некоторые из них также процитировали детективам высказывания их главаря, который считал всех евреев богатыми эксплуататорами и любил отпускать в их адрес различные уничижительные реплики.

Отметим, что все члены банды разделяли ложный стереотип о том, что "все евреи - богачи". Однако при этом многие из них могли бы с легкостью найти этому опровержение. В частности, подсудимые проживали в многоквартирном доме, и среди их соседей были представители различных рас. Некоторые жильцы были евреями и являлись при этом выходцами из беднейших слоев французского общества.

Бок о бок с агрессивно настроенной африканской молодежью живет несколько крупных общин евреев-сефардов, вытесненных в свое время с территории бывших африканских колоний Франции после провозглашения там независимости. В последние годы представители этих сообществ отмечают возросшую напряженность в отношениях с темнокожими соседями и этническими арабами.

Сразу после гибели Халими большая часть независимых политических обозревателей, да и французская полиция, отказывались признавать наличие антисемитской подоплёки в произошедшем. Считалось, что убийцы юноши преследовали исключительно корыстные цели. При этом уже тогда было ясно: подозреваемые заражены расистскими представлениями и антисемитизмом вследствие малообразованности и специфического круга общения.

Однако позднее позорная ксенофобная составляющая преступления выплыла наружу. "Илан Халими стал жертвой, потому что был евреем и его мучители полагали, что он непременно богат", - делился выводами президент Представительного Совета еврейских общин Франции Ричард Праскьё. По его словам, до убийства Халими "банда варваров" дважды пыталась похитить других евреев.

Замыслив расправу над юношей, преступники даже не удосужились "пошевелить мозгами" и догадаться, что работник салона сотовой связи не мог зарабатывать много. Кроме того, Халими происходил из небогатой семьи, и, соответственно, у них тоже не могло быть крупных денежных сумм, отметил Праскьё.

"Если это не антисемитское преступление, то что тогда является таковым?" - риторически вопрошает в своей статье журналист французской газеты Libération Лорен Жоффрин. Он предупредил читателей, что антисемитские взгляды долгое время культивируют представители ультраправых политических партий, и теперь эти взгляды готовы разделять жители неблагополучных французских предместий. Население этих бедных районов ищет спасения в "социальной нетерпимости и расизме".

"Старая чума нашла благоприятную почву", - резюмировал Жоффрин.

Именно эта "старая чума" привела к общепринятому убеждению, что французские евреи ответственны за действия Израиля: пик антисемитских нападений случается здесь аккурат в период обострения конфликта между палестинцами и израильтянами. Ричард Праскьё отметил "тревожную волну (антисемитских) действий в январе, вызванную войной в Секторе Газа". Предыдущие вспышки насилия на Ближнем Востоке оказали за последние годы губительное влияние на Францию, являющуюся родиной крупнейших в Европе еврейских и мусульманских религиозных сообществ - шесть миллионов и 350 тысяч человек соответственно.

Согласно статистике, в 2002 году в период обострения конфликта между противоборствующими сторонами во Франции произошло 936 антисемитских инцидента, а двумя годами позднее - 974 аналогичных эпизода. После очевидных негативных последствий войны между Израилем и Палестиной среди французских евреев распространилось мнение, что местные власти не выразили должной обеспокоенности перед нарастанием враждебных по отношению к евреям настроений. Это заставило премьер-министра Израиля Ариэля Шарона заявить в 2004 году о "распространении самой дикой формы антисемитизма" во Франции. Единственный выход в этой ситуации Шарон видел лишь в срочной иммиграции французских евреев в Израиль "для их собственной безопасности".

Однако лидеры французских еврейских общин предпочли дистанцироваться от заявления премьер-министра Израиля, назвав его необоснованным. Они также добавили, что подобные высказывания вводят в заблуждение французских евреев и лишь направлены на подрыв проарабской политики тогдашнего руководителя Франции Жака Ширака.

Иной политической направленностью отличился нынешний президент Франции Николя Саркози. Он сделал приоритетом культивирование крепких и дружественных отношений с Израилем, а также объявил бой антисемитизму в домах и на предприятиях, что в некоторой степени способствовало замедлению миграционного потока здешних евреев в Израиль.

В 2008 году число французских евреев, перебравшихся в Израиль, насчитывало 1 тысячу 562 человека. Это на 33% меньше, чем число переселившихся в 2007 году. Тем не менее, исход еврейского населения из Франции наметился еще в 2006 году. Правда, с этого же времени число антисемитских нападений в стране снижается. В 2008 году зафиксировано 397 подобных случаев. И это при том, что расистские настроения распространены среди 45 процентов граждан страны.

Недавнее обострение в Секторе Газа, безусловно, спровоцировало новую волну антисемитизма во Франции. Тем не менее лидер Совета еврейских общин Ричард Праскьё пытается доказать, что "Франция не единственная страна, где происходят нападения на евреев, и подобное случается также в других европейских странах - особенно в Англии и Бельгии".

В настоящие дни Франция показывает ясное намерение противостоять антисемитизму, а не отрицать этот очевидный факт. В то же время французские евреи пока не готовы утверждать, что антисемитизм более не является проблемой. Однако Праскьё уверен, что большинство его сородичей наблюдают существенное улучшение ситуации. Если бы кто-то действительно испытывал экзистенциальный страх, он бы покинул страну, отметил лидер еврейского Совета.

"Есть беспокойство перед каждым новым актом антисемитизма, а также острое внимание к тому, как французское общество реагирует на эти проявления", - заключил Праскьё. Он добавил, что большая часть населения Франции разделяют точку зрения евреев в вопросе антисемитских выходок.

Тем временем громкий судебный процесс по делу о похищении и убийстве Халими продолжается.