wantchinatimes.com

Во вторник в Китае приведен в исполнение смертный приговор, вынесенный молодому музыканту. Студента консерватории признали виновным в жестоком убийстве женщины, пострадавшей в ДТП. Злоумышленник решил добить велосипедистку, опасаясь ее "классовой ненависти".

22-летний пианист и учащийся консерватории в Сиане (столица северной провинции Шаньси) был казнен после того, как Верховный народный суд КНР рассмотрел его жалобу и оставил вынесенный приговор без изменений, сообщает агентство Xinhua. По некоторым данным, молодому человеку сделали инъекцию яда.

Ранее, 20 мая, ходатайство осужденного рассматривал Верховный суд провинции Шаньси.

Дело Яо Цзясиня вызвало в Китае огромный резонанс. 20 октября 2010 года, управляя автомобилем Chevrolet Cruze, он сбил ехавшую на велосипеде 26-летнюю молодую мать Чжан Мяо. После аварии юноша вышел из автомобиля и увидел, как пострадавшая официантка пытается запомнить номер его машины, разглядывая цифры. Это обстоятельство привело нарушителя в ярость. Воспитанник консерватории по классу фортепиано схватил нож и нанес жертве восемь ранений в грудь, живот и спину, которые оказались смертельными. Убедившись в смерти женщины, пианист сел обратно в автомобиль и скрылся в такой спешке, что сбил еще двух пешеходов.

В ходе расследования было установлено, что при столкновении автомобиля с велосипедом пострадавшая получила сравнительно легкие травмы (например, перелом левой ноги), а смертельными стали именно удары ножом. Известно, что погибшая Чжан подрабатывала в кафетерии кампуса Северо-западного университета, а теперь ее двухлетний сын остался сиротой.

Через несколько дней после зверской расправы Яо в сопровождении своих родителей все-таки явился в полицию с повинной. На допросе он сказал, что убил Чжан Мяо, поскольку она была приезжей селянкой. По мнению музыканта, "с деревенской женщиной было бы сложно договориться". Яо очень боялся, что ему придется выплатить пострадавшей огромную компенсацию.

Однако явка с повинной не спасла музыканта от сурового наказания. 22 апреля 2011 года суд приговорил Яо Цзясиня к казни. Суд также лишил его политических прав пожизненно и обязал выплатить семье убитой в качестве компенсации 45,5 тысячи юаней (около семи тысяч долларов).

При вынесении приговора особо отмечен жестокий, циничный и хладнокровный характер совершенного преступления.

При вынесении приговора присутствовали родственники подсудимого и потерпевшей Чжан Мяо, а также многочисленные журналисты. Там же находились и однокашники Яо, которые настаивали на смягчении наказания для него.

"Классовые войны" на китайских дорогах

В дорожных конфликтах в Китае нередко присутствует социальный подтекст. Автомобилистами часто оказываются представители зажиточных городских слоев и среднего класса, а пострадавшими пешеходами и велосипедистами - фермеры и приезжие разнорабочие. Видимо, эти представления о социальном неравенстве и побудили пианиста поскорее добить жертву, которая, как представительница малоимущих, наверняка захотела бы засудить его.

Китайские СМИ взяли интервью у психолога, который попытался составить портрет убийцы. Как оказалось, Яо стал музыкантом под давлением родителей. Однажды он так разозлился на необходимость тянуться к прекрасному, что раскурочил музыкальный инструмент, вырвав у фортепиано клавиши. Эксперт предположил, что аналогичная вспышка ярости и привела к убийству.

Преступление Яо Цзясиня вызвало широкий резонанс в обществе из-за жестокости деяния и личности убийцы, которого можно отнести к представителям так называемой "золотой молодежи", или "второму поколению эпохи экономического подъема". Примечательно, что родители Яо работают в бурно развивающемся военно-промышленном комплексе, и поэтому их сын рос в достатке. Отсюда, возможно, и пренебрежительное отношение юноши к жизням бедняков.

Процесс над Яо Цзясинем вызвал настоящую бурю гнева в интернете. Многие требовали покарать убийцу, а его "благородное" происхождение воспринималось как отягчающее обстоятельство. Некоторые считают, что именно царящие в виртуальном пространстве страсти заставили власти КНР настоять на суровом приговоре, пишет британская газета The Guardian.

Впрочем, среди обеспеченной и образованной элиты нашлось тоже много людей, которые однозначно осудили бесчеловечный поступок Яо Цзясиня. Один из известных в Китае музыкантов был шокирован деянием коллеги и так и не смог найти ему объяснений. "Как может тот, кто так относится к человеческой жизни, любить музыку? - риторически вопрошал музыкант в своем микроблоге. - И почему некоторые люди, получившее высшее образование, имеют при этом такое извращенное представление о мире?"

Историю Яо Цзясиня в Китае сравнивают с другим скандальным ДТП, виновником которого был сын высокопоставленного полицейского. В том случае молодой человек открыто заявлял свидетелям, что он останется безнаказанным. "Мой отец - Ли Ган", - кричал заветное имя своего родителя провинившийся полицейский отпрыск.

Однако пекинский адвокат Мо Шаопин, который выступает против смертной казни, считает, что участь Яо Цзясиня была в любом случае предрешена, даже без беспрецедентного общественного давления и реакции СМИ. "Это было очень громкое преступление, за которым обычно (в Китае) следует смертная казнь. С помощью СМИ или без нее, но он (Яо Цзясинь) был бы казнен", - пояснил Мо Шаопин.