В тихоокеанском островном государстве Папуа - Новая Гвинея (ПНГ) совершено зверское убийство на почве религиозных предрассудков. Толпа местных жителей расправилась с преподавательницей, которую подозревали в колдовстве. Также пострадали и родственники "ведьмы" - их пытали с использованием ножей.
Жертвой деревенского самосуда стала учительница Хелен Рамбали, пишет газета The Daily Mail. Ее посчитали виновной в смерти больного односельчанина, на которого женщина якобы навела порчу. Разъяренная толпа линчевателей, вооруженных топорами, мачете и огнестрельным оружием, пришла к дому Рамбали и набросилась на жильцов.
Злоумышленники вывели учительницу на улицу вместе с ее сестрой и двумя несовершеннолетними племянницами. Дом они сожгли, а заложницам заявили, что к жилищу Рамбали их привела от свежей могилы односельчанина "дорожка из светлячков".
Этого "доказательства" оказалось достаточно, чтобы обвинить учительницу в занятиях черной магией. Крестьяне стали увечить женщин ножами, и даже прибывшая на место происшествия полиция не смогла их всех спасти.
В результате переговоров линчеватели согласились отпустить только племянниц учительницы и ее старшую сестру. А самой Хелен, которой исполнилось 40 с небольшим лет, злоумышленники отрезали голову.
Вопреки представлениям о том, что Новая Гвинея является "райским местом" Тихоокеанского региона, там до сих пор практикуются подобные варварские расправы над "колдунами". Например, в феврале линчеватели раздели молодую женщину, а потом связали ее и сожгли на глазах у сотен жителей Маунт-Хагана - третьего по величине города в ПНГ.
А в июле 2012 года полиция задержала 29 человек, обвиненных в каннибализме. Тогда злоумышленники убили семерых "колдунов" и надругались над телами.
"Охота на ведьм" с целью "отнять и поделить"
Живописный тропический остров, куда поток европейцев хлынул только в 1930-х годах, стал местом причудливого сочетания достижений западной культуры с доисторическими традициями островитян. Фактически общество в ПНГ так и не стало цивилизованным, несмотря на крупные скачки в модернизации, связанные с "золотой лихорадкой" и индустриализацией.
По словам доктора Нины Раджани, которая работала в больнице в ПНГ как волонтер организации "Врачи без границ", из-за высокого уровня насилия она не могла даже выйти из дома в вечернее время.
"Насилие - это серьезная проблема там", - подчеркнула Нина Раджани. Почти все пациенты попадали в больницу с травмами, так как любой спор решается папуасами не словами, а физическим насилием. Такая форма взаимоотношений является частью родоплеменной культуры.
Охранявший дом медика папуас рассказал Нине, что однажды во время игры в регби его брата вместе с приятелем убила молния. Селяне моментально забыли про досуг в западном стиле и пошли "охотиться на ведьм". Все были согласны с тем, что кто-то из жителей колдовством направил молнию на регбистов.
Сейчас на юге ПНГ появились современные курорты, однако образ жизни и менталитет иностранных туристов резко контрастирует с мировоззрением и традициями папуасов, проживающих в горах. Даже появление новых товаров (например, телевизоров), являющихся своеобразным символом цивилизации, не изменило до конца ситуацию. Появившуюся у них зависть и корыстный мотив, которые несвойственны первобытнообщинному строю, папуасы прикрывают традиционными ценностями. Решив завладеть чужим имуществом, они все равно обвиняют жертву в колдовстве. Это позволяет убить человека и при этом не нарушить неписаных норм, ведь убийство колдуна даже одобряется, как и убийство врага на поле боя.
Судя по всему, похожий мотив присутствовал и в расправе над Хелен Рамбали, семью которой можно считать зажиточной. Учительница жила в деревянном доме, который был намного прочнее обычных хижин, а ее муж и сын устроились на работу чиновниками.
Эксперты ООН фиксируют сотни аналогичных расправ в ПНГ, причем часто убийцы остаются безнаказанными. В течение 42 лет в стране даже действовал специальный закон, по которому преступник мог получить снисхождение, если говорил, что считал свою жертву "колдуном" или "ведьмой". Правовая норма была отменена только в мае 2013 года. Но, как теперь ясно, борцов с колдовством это не останавливает.
С другой стороны, в соседних государствах Вануату и Соломоновы острова вера в колдовство не сопровождается такими жестокими расправами. На этом основании эксперты приходят к выводу, что истинной причиной насилия является быстрое социальное расслоение и порождаемые им противоречия в обществе.
В начале XXI века экономика ПНГ стала быстро развиваться и вышла в мировые лидеры по темпам роста. Это произошло благодаря добыче полезных ископаемых, в частности, природного газа. С 2007 по 2010 годы прирост составлял 7% ежегодно. А в 2011 году он достиг 8,9 процента.
При этом в 2012 году эксперты Азиатского банка развития заявили, что в ПНГ сложился самый высокий уровень социального неравенства среди государств Юго-Восточной Азии и Тихоокеанского региона.
Добавим, что экономическая неоднородность страны дополняется и культурно-языковыми особенностями. В ПНГ проживает 7 миллионов человек, говорящих на 800 с лишним языках, пишет The Mining Journal.
Еще более экзотическую версию в связи с распространением "охоты на ведьм" высказал антрополог и католический священник Филип Гиббс, который прожил в глухих местах Папуа - Новой Гвинеи 41 год. По его словам, первоначально расправы над колдунами были характерны только для жителей горной провинции Чимбу. Там люди хоронят покойников в цементе, полагая, что иначе трупы пожрут маленькие демоны, способные вселиться в любое животное. Папуасы считают, что такие демоны прячутся в односельчанах, занимающихся колдовством, а ночью под видом диких животных поедают мертвых.
В настоящий момент эти архаичные верования распространяются и на другие области ПНГ, но объяснения этому процессу не найдены.
Однако и Гиббс отмечает, что за "охотой на ведьм" может стоять обычная корысть, ревность и жадность. Обвиненные в колдовстве и их родственники, если им посчастливилось уцелеть, спешно покидают свои дома, а общинники потом делят их имущество между собой.