Руководство российской полиции намерено изыскать средства в бюджете для оплаты услуг "инициативных граждан", готовых играть роль информаторов за материальное вознаграждение. За сообщение о совершенном преступлении россиянин сможет "заработать" до трех миллионов рублей и больше.
Проект соответствующего приказа МВД опубликован 13 декабря на правительственном портале. Сумма, на которую смогут рассчитывать информаторы, составит до 500 тысяч рублей, если дело расследуется на региональном уровне. А по решению министра внутренних дел вознаграждение может быть увеличено до трех и более миллионов рублей.
Речь идет о случаях, когда полиции нужно обратиться "к помощи граждан в целях раскрытия преступления и задержания лица". Ориентировку на преступника с объявлением о вознаграждении можно будет опубликовать на сайте министерства и его подразделений, а также в прессе и на информационных стендах в полиции.
Объявление с обещанием выплатить крупное вознаграждение за помощь в раскрытии преступления должно быть согласовано с финансово-экономическим департаментом МВД, а решение о его публикации принимает лично министр, его заместитель или руководитель территориального подразделения МВД как минимум регионального уровня. Если речь идет о теракте или подготовке теракта, вознаграждение могут назначить только глава МВД и его первый заместитель, говорится в документе.
Максимальный размер выплаты зависит от уровня начальника, принимающего такое решение: до 500 тысяч рублей может назначить руководитель территориального органа, до трех миллионов рублей - заместитель министра. Глава МВД наделен полномочиями проявлять наибольшую щедрость, одаривая инициативных граждан суммами, превышающими три миллиона рублей.
Россияне смогут рассчитывать на подобные выплаты "в случае инициативного представления достоверной информации", которая приведет к раскрытию преступления. Решение о выплате принимается либо после предъявления обвинения лицу, "причастность которого к преступлению установлена по информации, представленной гражданином", либо после закрытия уголовного дела из-за сроков давности, смерти обвиняемого или по амнистии.
Оперативный орган сообщает о нештатном информаторе начальнику, объявившему вознаграждение, и в течение двух недель ведомство перечисляет гражданину деньги, обязательно уведомляя об этом финансово-экономический департамент. Если важную для раскрытия дела информацию сообщили несколько лиц, "гонорар" распределяется между ними в зависимости от меры участия. Выплата может производиться и наличными, указано в приказе.
Этот порядок не коснется "граждан, оказывающих содействие полиции на конфиденциальной основе".
Решение платить деньги людям, помогающим полиции, было принято на коллегии МВД в ноябре 2016 года, говорится в пояснительной записке к документу. Сейчас по закону полицейские могут привлекать граждан к внештатному сотрудничеству, платить им вознаграждения и иным образом их поощрять, указано в пояснительной записке.
Прецеденты таких выплат были и раньше, сказал РБК адвокат, бывший начальник управления Следственного департамента МВД Павел Лапшов. "В целом не считаю этот механизм рабочим и перспективным", - отметил он.
По его мнению, есть опасность, что порядок может быть использован в коррупционных целях, а в качестве осведомителей будут регистрироваться "мертвые души".
Впрочем, и среди "живых душ", вероятно, найдется немало охотников поправить свое материальное вознаграждение, сообщая те или иные сведения сотрудникам правоохранительных органов. При этом "доносчики", которых еще и "подзадоривает" экономический кризис, ничем не рискуют: в худшем случае, если переданная ими информация окажется ложной, они просто не получат вознаграждения.
Если же фигурант уголовного дела умер, то можно будет не только закрыть расследование, но и выплатить мнимому или реальному информатору миллионы рублей в качестве "заслуженного" вознаграждения. При этом виновность фигуранта может быть вообще не доказана, если он умер до начала судебного процесса.
Ранее министр внутренних дел и генерал полиции Владимир Колокольцев уже сетовал на то, что в России, к его сожалению, доносительство воспринимается многими как аморальный поступок. По словам Колокольцева, "одно слово "стукачество" у большинства россиян вызывает отвращение".
В формировании такого стереотипа в обществе, которое на протяжении жизни многих поколений подвергалось жесточайшим репрессиям, нет ничего удивительного. На исторические корни проблемы указывает и глава МВД, не уточняя при этом, что и в современной России термин "политзаключенные", порожденный репрессивной политикой государства, по-прежнему в ходу.
Кроме того, действия самих силовиков, которые нередко готовы пытками выбивать признательные показания ради лишней "палочки" и выполнения плана, укрепляют стереотип об аморальности контактов с властью, даже если речь идет об информировании о бытовом хулиганстве.