В Тольятти идет судебный процесс над членами банды "судаковских". На скамье подсудимых оказались 39 человек, но главарь группировки до сих пор не найден. Ему помогала милиция и УБОП.
За период своего могущества с 2002 по 2005 годы тольяттинская банда реализовала не менее 430 кг героина, пишет "Московский комсомолец" со ссылкой на следователя Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН) Сергея Бурцева. Однако в ведомстве полагают, что фактически "судаки" за это время продали до тонны героина, что составляет 3-4 миллиона доз. В деле фигурируют более 400 свидетелей и обвиняемых.
В Тольятти бандитов прозвали "судаковскими" или просто "судаками". Они контролировали большую часть торговли героином в Тольятти и начинали поглядывать на новые рынки сбыта. Месячный доход банды на пике ее деятельности превысил миллион долларов.
Все прочие местные преступные группировки, бившиеся за право воровать запчасти с ВАЗа и крышевать автодилеров, о таких барышах и не мечтали.
В Тольятти "судаков" считали неуязвимыми благодаря их связям в милиции. Даже квартиру главарь банды Судаков купил себе в элитном комплексе “Калина”, где его соседями были сплошь руководители УВД и прокуратуры.
Правда, в родном городе босс "судаков" появлялся редко и лишь затем, чтобы забрать вырученные деньги да поддержать боевой дух подчиненных. Но и в отсутствие лидера картель работал как часы и даже набирал обороты. Поэтому оперуполномоченные и следователи местного отдела Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН) называют Судакова криминальным гением.
От конфет до героина
После службы в ВДВ Судаков поначалу работал охранником в банке и торговал с сестрой на рынке конфетами. Потом оказался в банде местного авторитета по кличке Игривый, который промышлял ханкой - наркотиком на основе опия, а потом и героином.
К тому времени, когда Сергей Судаков стал создавать свой криминальный бизнес, город Тольятти был уже поделен между бандитскими группировками. Однако это не помешало ему буквально за несколько лет сколотить банду, о которой стали судачить по всему городу.
С Павлом Старостиным по кличке Вега Судаков дружил еще с детства, поскольку приятели жили в одном доме. Именно Судаков и привел Старостина в банду осенью 1999 года. В обязанности нового члена группировки входил разнос расфасованного героина по "барыгам" в Автозаводском районе, как рассказывал на допросе сам Старостин.
Наркобизнес держался на таких друзьях детства, делавших самую опасную часть работы. Нередко мелкие сбытчики, которым нужно было отдавать героин, находились "под колпаком" и встреча заканчивалась контрольной закупкой и задержанием курьера. Поэтому постепенно почти вся дружная компания подручных Судакова - Старостин, Корнеев, Алиппа - переместилась на "зону".
Однако Судаков приятелей в беде не бросал. Он употребил свои связи, чтобы друзей перевели в одну колонию, навещал и привозил передачи. На одной из таких встреч главарь даже похвастался, как ловко они с Кудрявым (новый член банды, бывший офицер Сергей Вдовенко) "кинули" таджиков и завладели 40 кг героина.
Криминальная вертикаль
Когда в конце 2002 года Старостин вышел на свободу, в банде числилось около 15 человек. А уже через год их стало 40. В это время окончательно сформировались иерархия группировки и методы ее работы.
Судаков руководил, но к наркотику больше не прикасался. Его правой рукой считался Старостин, отвечавший за подбор и расстановку кадров. Функции по снабжению героином перешли к Вдовенко.
Жесткая иерархия на этом не заканчивалась. Ниже руководящей троицы шли так называемые "старшие", под каждым из которых было двое-трое "звеньевых". В основании этой пирамиды находились "экипажи".
Вдовенко покупал героин оптом либо в Казахстане, либо в Ульяновске. На съемной квартире порошок фасовался в пакетики по 5 грамм. На языке “судаковских” такая порция называлась "мазел" или "пятак". Сверток, в котором было 200 "мазлов" (1 кг), Вдовенко закладывал в лесу в тайник для "старшего".
Как рассказал на следствии "старший" Глазов, в лесу было 16 скрытых мест для героина. Утром к нему на телефон приходило SMS-сообщение с двузначным числом, указывающим, из какого тайника следует забрать сверток.
Передачи "старшие" получали примерно раз в 3 дня. С уличными распространителями имели дело лишь рядовые бандиты, составлявшие "экипаж".
Помимо сбыта героина уличным "барыгам", "экипажи" должны были искать новых распространителей, которые и сами часто были наркоманами. Когда кандидат находился, с него брали ксерокопию паспорта и первым делом "пробивали" по милицейской базе. Если новенький в правоохранительных органах не числился и не был "красным" (то есть не сотрудничал с милицией), ему давали первую дозу на реализацию.
Конспирация
Ко всему прочему бандиты строго блюли конспирацию. Вместо слова "героин" употребляли термины "гречка" или "габарит". Все общение шло по телефону, который назывался "рабочка" и использовался только для связи с уличными дилерами.
Разговоры всегда начинались с кодовых фраз: "Как жизнь?" - "Жить можно" или "Как дела? - “А у тебя как?" Если сбытчик наркотика отвечает правильно, значит, он не в разработке. Сим-карты в “рабочках” менялись раз в неделю.
Весной 2005 года "судаков" было уже человек 60, а летом на свободу вышли "старые бойцы" Алиппа и Корнеев. После этого появились "экипажи", работавшие в Центральном и Комсомольском районах города.
"Штаты" группировки пополнялись в основном за счет бывших заключенных, которых не хотели брать на работу. Помогала и "добрая слава" о банде, поскольку Судаков "грел" зоны: продукты, сигареты, героин и деньги передавал не только своим, но и в общак.
Шли в ОПС и просто молодые парни в поисках денег. "Экипажам", выполнявшим план, сразу покупали "Жигули" 10-й или 12-й модели. Только за 2005 год, по словам Старостина, было куплено 45 - 50 автомобилей, включая иномарки. А у самого Судакова был Hummer и Porsche Cayenne.
Как следует из показаний бывших членов банды, Судаков специально стремился пустить пыль в глаза нарочитой роскошью, чтобы рядовые члены видели перспективы своего роста.
Выручка распределялась следующим образом. "Пятак" продавался сбытчику за 6 тысяч рублей. Из этих шести тысяч Судаков забирал себе пять. Оставшейся тысячи хватало на содержание всей банды, включая покупку машин. При этом "старших" Судаков уверял, что свою долю он пускает на создание бизнеса и скоро все они легализуются.
Часть банды буквально жила этой идеей, слушая рассказы главаря про постройку сети автомоек с кафе, покупку двух турбаз на Волге, или открытие фонда защиты животных. Но дальше покупки земли под мойки дело не пошло.
В основном Судаков тратил деньги на себя: обставил квартиру на миллион евро, кутил в лучших ресторанах, приглашал девочек, путешествовал и переводил деньги за границу.
Судаков нанял женщину-адвоката за 50 тысяч, чтобы "отмазывать" попавшихся на героине подчиненных. Но обычно все решалось телефонным разговором с сотрудником ДПС, которые были в курсе интересов банды. Однако за выкуп приходилось платить, а сумму потом раскладывали по другим рядовым бандитам.
Согласно показаниям Старостина, Судаков ежемесячно платил "зарплату" в 150 тысяч рублей начальнику УБОП за прикрытие действий банды.
Главарь исчез
В конце 2005 года сотрудники ФСКН уже имели некоторую информацию о работе банды и начали действовать. Вскоре после Нового года им улыбнулась удача: в их сети попал очень крупный "судак" - Алиппа, которого задержали с героином.
Но самое интересное нашли при обыске: у Алиппы были изъяты ксерокопии паспортов его подчиненных, документы на машины и кучу фотографий из серии ""Судаки" на отдыхе". После этого пришло время массовых задержаний.
21 февраля 2006 года задержали нескольких "старших" и "звеньевых", а во второй половине дня приехали к элитному дому на улице Победы, где снимал квартиру Старостин. Однако тот почувствовал неладное и отдал команду "общий сбор".
Вскоре на шесть оперативных работников, приехавших арестовывать Старостина, приходилось до 40 бандитов, прибывших защищать главаря.
"Судаки" зашли в подъезд получить инструкции. Идея была проста: устроить живой коридор, чтобы дать скрыться Старостину, его сожительнице и ее ребенку.
Бандиты устроили потасовку и лишь после стрельбы удалось задержать Старостина.
Процесс над "судаковскими" идет до сих пор. Подсудимые обвиняются в участии в ОПС, отмывании денег и распространении наркотиков.
Сам же Судаков исчез в конце января 2006 года. Главарь объявлен в розыск.