В Хабаровском крае вынесен приговор восьми лидерам дальневосточного организованного преступного сообщества (ОПС) "Общак". Для новейшей истории России это беспрецедентный случай, когда "воров в законе" обвинили в таком тяжком преступлении, как создание банды.
В среду в Хабаровском краевом суде был оглашен приговор по громкому делу банды "Общак". Впервые российский суд признал действующих "воров в законе" виновными в организации преступного сообщества и приговорил их к длительным срокам заключения, сообщает ИА "Прайм крайм".
На основании вердикта присяжных заседателей суд признал "вора в законе" Эдуарда Сахнова виновным в совершении преступлений, предусмотренных ч.1 ст.210 (организация преступного сообщества), п."а" ч.3 ст.126 (похищение человека) УК РФ. Судья назначил ему окончательное наказание с учетом приговора за ранее совершенное преступление в виде 25 лет лишения свободы с отбыванием в колонии строгого режима. Сахнов также выплатит штраф в размере 500 тысяч рублей.
"Воров в законе" Олега Семакина и Олега Шохирева по аналогичным статьям обвинения суд приговорил к 23 и 20 годам лишения свободы соответственно. Каждый из них обязан выплатить по 500 тысяч рублей штрафа.
Активный участник ОПС Олег Завалов также признан виновным в совершении преступлений, предусмотренных ч.1 ст.210, п."а" ч.3 ст.126 УК РФ. Он проведет в заключении 20 лет жизни, отбывая наказание в колонии строгого режима. Завалов также выплатит 250 тысяч рублей штрафа.
Этим же приговором по ч.1 ст.210 УК РФ осуждены другие члены группировки: Константин Кошелев, Александр Ситов, Антон Кружаев, Алексей Щугарев, которые получили от 8 до 9 лет лишения свободы. По другим статьям, инкриминируемым стороной государственного обвинения, указанные подсудимые оправданы коллегий присяжных заседателей за непричастностью к совершению преступлений. Также суд присяжных оправдал Сергея Румянцева, Романа Белобородова и Кирилла Залищука, полностью сняв с них обвинение.
Судебный процесс над членами "Общака" начался еще в октябре 2007 года. Среди 11 подсудимых оказались трое жителей Комсомольска-на-Амуре, которые, по данным сыщиков, имеют в криминальной среде статус "воров в законе".
По данным СМИ Хабаровского края, банда "Общак" была создана в конце 1980-х годов в Комсомольске-на-Амуре. Ее члены контролировали торговлю автомобилями, бензином и наркотиками, а также рыбный промысел.Они также совершали квартирные кражи, угоняли машины с последующим вымогательством денег за их возвращение, занимались шантажом, вовлекали в занятие проституцией несовершеннолетних.
"Контроль над данными сферами преступного бизнеса осуществлялся при помощи так называемых "ответственных" и "положенцев", которые отвечали перед главарями за организацию преступности в населенных пунктах Дальнего Востока", - сообщали ранее в прокуратуре Хабаровского края.
Кроме того, в "Общак" вовлекались школьники и учащиеся профтехучилищ. Широкое распространение идеология преступного сообщества нашла в пенитенциарных учреждениях, расположенных на Дальнем Востоке, передает PrimaMedia.
В состав ОПГ входили более 4 тысяч человек, сообщает Infox.ru. Только в октябре 2001 года был задержан создатель банды Евгений Васин, который впоследствии скончался в СИЗО. После этого новым лидером группировки был избран "вор в законе" Эдуард Сахнов по кличке Сахно. Его заместителями были Олег Семакин (Ева), Олег Шохирев (Леший) и Сергей Лепешкин (Лепеха), который потом был найден повешенным в СИЗО.
Сахнов, Семакин и Шохирев имеют статус действующих "воров в законе", а некоторые из остальных подсудимых носят в криминальной среде звание "бродяг", пишет "Коммерсант" со ссылкой на прокурора Хабаровского края Виталия Каплунова.
Позднее в прокуратуре Хабаровского края заявляли, что ОПГ распалась на более мелкие группировки.
Ранее заместитель генерального прокурора РФ в ДФО Юрий Гулягин заявлял, что представители дальневосточной организованной преступной группировки с помощью коррумпированных чиновников пытаются развалить уголовное дело.
"Кроме этого, на цели развала уголовного дела ранее "Общаком" выделялись финансовые средства в сумме 300 миллионов рублей", - говорил Гулягин.
Эти средства "использовались и используются, в том числе для дискредитации правоохранительных органов, в том числе и меня", добавлял прокурор.
Присяжные работали под давлением
Дело банды действительно продвигалось медленно и дошло до суда только год назад. Еще 11 февраля 2009 года присяжные пытались вынести вердикт, но лишились кворума. Тогда судья краевого суда Алла Павлова приняла решение прервать рассмотрение дела и направить его на новое рассмотрение по причине "отказа части заседателей от осуществления правосудия". Накануне вынесения вердикта одна из 12 заседателей была госпитализирована с тяжелой формой пневмонии, а другая сообщила, что испытывала в ходе процесса давление одной из сторон, а потому заявила самоотвод. Оперативно заменить присяжных не удалось, поскольку к тому моменту весь запасной состав (15 человек) также выбыл из процесса: многие заседатели были вынуждены вернуться к работе, кто-то сменил место жительства или заболел.
Адвокат подсудимых Александр Добровинский обжаловал решение госпожи Павловой в Верховном суде России, и 9 апреля тот отменил решение краевого суда о роспуске коллегии присяжных, признав его незаконным и необоснованным. Заседателей было предписано собрать в том же составе и повторить процедуру вынесения вердикта. Эксперты тогда отмечали, что данное решение является "беспрецедентным для судебной системы края", но констатировали, что болезнь одного из присяжных основного состава при невозможности его замены заседателем из числа запасных должна была привести к приостановке процесса, который мог возобновиться после выздоровления заседателя.
Ранее адвокат Александр Добровинский заявлял, что "защита, безусловно, обжалует приговор", который будет вынесен по итогам процесса. "После решения Верховного суда заново собрали коллегию, кого-то добавили для кворума и загнали на вынесение вердикта!" - возмущается поверенный.
По словам Добровинского, присяжные своим вердиктом, снявшим с подсудимых большинство обвинений, нанесли серьезный удар по позиции прокуратуры. "Это значит, что процесс, позиционировавшийся правоохранительными органами как показательный именно с точки зрения осуждения предполагаемых руководителей преступной группы за все вменяемые им преступления, таковым не получился", - добавил он.