В Мосгорсуде присяжные вынесли оправдательный вердикт одному из подозреваемых в контрабанде наркотиков из Африки. По версии следствия, члены "бригады Саши Белого" ввезли в Россию 0,6 тонны лекарства эфедрин, которое можно использовать для изготовления наркотиков.
В среду коллегия присяжных Московского городского суда полностью оправдала одного из четырех фигурантов беспрецедентного дела о поставках эфедрина из ЮАР, сообщает Газета GZT.ru. В России это лекарство входит в список так называемых прекурсоров: веществ, которые используются для изготовления наркотиков.
Эфедрин, который является одним из компонентов изготовления синтетического наркотика (например, экстази), в Южно-Африканской республике находится в свободной продаже. Именно этим обстоятельством и воспользовались контрабандисты.
Рассмотрение дела началось еще в январе, когда перед судом предстали четверо жителей Санкт-Петербурга: 23-летняя Елена Гришина, ее муж Павел Гришин, Петр Шиловских и Павел Соловьев.
По версии обвинения, все четверо входили в преступное сообщество и занимались контрабандой сильнодействующего лекарства эфедрина, оборот которого в России ограничен. Сбыт этого вещества в Москве и Московской области, а также в других российских регионах, приносил подсудимым хороший доход. Если в ЮАР промышленный эфедрин закупался по 3 тысячи долларов за килограмм, то в России он реализовывался за 13 тысяч долларов. Тем самым за пару лет преступной деятельности торговцы эфедрином могли заработать около 6 миллионов долларов.
Организатором контрабанды следствие считает уроженца Петербурга Александра Белого. Тезка главного героя телесериала "Бригада" в начале 1990-х годов эмигрировал в ЮАР, где открыл в пригороде Йоханнесбурга две пиццерии.
Однако легального бизнеса иммигранту показалось мало. С февраля 2003 по декабрь 2005 года он, по данным следствия, отправлял посылки с эфедрином в Петербург на имя своей дочери Елены Гришиной. Как правило, вещество насыпали в емкости из-под морской соли или стирального порошка.
Помимо дочери и зятя Белый вовлек в контрабандный бизнес свою бывшую жену Евгению и ее нынешнего мужа Андрея Быкова, а последний подключил своего племянника Петра Шиловских. Установлено, что с июля 2003 по апрель 2005 года сообщники Белого перечислили на его счета в ЮАР более 1 миллиона долларов.
После начала арестов в апреле 2005 года Быковым удалось скрыться. Однако позднее они также были задержаны полицией ЮАР и экстрадированы в Россию. Их дело выделено в отдельное производство.
На процессе никто из подсудимых свою вину не признал. Как утверждала Гришина, она не знала о содержимом посылок, которые она не распаковывая передавала своему отчиму (Быкову). Примерно такой же позиции придерживались и другие подсудимые.
Для того чтобы вынести вердикт, присяжным потребовалось два дня. Им предстояло ответить почти на 80 вопросов. Среди прочего, присяжные должны были решить, имело ли место само преступление, и принимали ли в нем участие подсудимые.
В итоге народные судьи пришли к выводу, что версия гособвинения о создании преступного сообщества не убедительна. А 31-летний Павел Соловьев был и вовсе полностью оправдан.
После оглашения вердикта Соловьева освободили из-под стражи прямо в зале суда. "Мой подзащитный действительно был случайным человеком в этой истории", - заявил адвокат Олег Стрелков. По словам защитника, Соловьев просто был соседом и другом детства подсудимого Шиловских, который несколько раз просил его забрать посылки из почтового отделения, присланные на его имя.
Остальные обвиняемые также были оправданы по нескольким эпизодам, однако большую часть обвинений присяжные все же сочли доказанными.
Со своей стороны, адвокаты троих подсудимых заявили, что считают вердикт несправедливым, поскольку на присяжных оказывалось давление. Как сказал защитник Гришиной Рагим Исмаилов, в разгар судебного процесса по телевидению с подачи следственного комитета при МВД показали сюжет, в котором подсудимые уже были названы виновными.
"В эфир также были запущены фонограммы телефонных переговоров подсудимых, которые были приобщены к делу и оглашены перед присяжными", - добавил Исмаилов.
30 марта в суде состоится обсуждение последствий вердикта, после чего суд удалится на вынесение приговора.
Поскольку присяжные сочли, что все подсудимые заслуживают снисхождения, то по закону им не может быть назначено наказание больше двух третей максимального срока, предусмотренного соответствующими статьями УК.
Защита намерена в любом случае обжаловать приговор.
Отметим, что подсудимым вменили статьи 210 (участие в преступном сообществе), 188 (контрабанда сильнодействующих веществ в особо крупном размере), 234 (незаконное приобретение, хранение и сбыт сильнодействующих веществ) и 174 (легализация денежных средств, приобретенных преступным путем) УК РФ.