Иркутский областной суд в четверг приступил к рассмотрению уголовного дела бывшего милиционера из Ангарска Михаила Попкова, который был пожизненно осужден за 24 убийства женщин и обвиняется в 60 новых преступлениях.
"На первом судебном заседании было определено, что, поскольку речьидет об особо тяжких преступлениях против половой неприкосновенности иполовой свободы, судебное разбирательство будет вестись в закрытомрежиме в соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 241 УПК РФ", - сообщили "Интерфаксу" в пресс-службе облсуда.
Сотрудник пресс-службы также отметил, что суд продлил Михаилу Попковусодержание под стражей в СИЗО до 15 июня 2018 года.
"Судебное заседание продолжится 10 января 2018 года, с этого днясуд приступит к рассмотрению дела по существу", - уточнил собеседник.
Второе дело 53-летнего Попкова поступило в облсуд 15 декабря. Емупредъявлено обвинение в 60 новых преступлениях, предусмотренных п. "е,з" ст. 102 УК РСФСР, п. "а, к" ч. 2 ст. 105 УК РФ, ч. 3 ст. 30, ч. 2ст. 105 УК РФ ("Убийство и покушение на убийство двух и более лиц,сопряженные с изнасилованием и насильственными действиями сексуальногохарактера"). Жертвами преступника стали женщины.
Кроме того, Михаил Попков обвиняется в убийстве сотрудника милиции в 1999 году.
Всего, по данным СК РФ, Попков с 1992-го по 2000 годы совершил натерритории Иркутской области (в городе Иркутске и Иркутском районе, вгороде Ангарске и Ангарском районе, городе Усолье-Сибирское и Усольскомрайоне) не менее 84 убийств.
В ходе расследования второго дела "ангарского маньяка" былообнаружено и эксгумировано 20 тел его жертв, которые 15-20 летнаходились в розыске как пропавшие без вести. Также проведено более 200 судебных экспертиз.
Экспертиза в ФГБУ "Государственный научный центр социальной исудебной психиатрии имени В.П. Сербского" показала, что Попков никакимипсихическими расстройствами не страдает.
Милиционер и таксист
Серийный убийца в милицейских погонах Михаил Попков наводил ужас на Ангарск больше 20 лет. Как следует из результатов первого расследования, в 1994-2000 годах в общественных местах Ангарска "при неустановленных обстоятельствах в вечернее и ночное время пропадали женщины" в возрасте от 17 до 38 лет. Впоследствии их тела с признаками изнасилования и насильственной смерти обнаруживались на территории города, а также Ангарского, Усольского и Иркутского районов.
Погибшими в основном являлись молодые женщины. Ранее в полиции также подчеркивали, что "почти все жертвы на момент убийства были пьяны". Их обнаженные тела находили около Ангарска в лесах, прилегающих к проселочным дорогам, на городских кладбищах.
Большая часть жертв скончались от ранений на месте, еще три умерли в больнице. "Ангарский маньяк" убивал девушек при помощи топора, ножа, шила или отвертки, нанося не менее десятка ударов. Он также применял удавку. Одной из потерпевших полицейский вырезал сердце.
Обычно жертвами преступника становились женщины, возвращавшиеся поздним вечером из гостей или из баров, а также выходившие из дома в магазин за спиртным.
"В том единственном случае, когда жертва оказалась трезвой, она не была изнасилована. Потерпевшую сначала задушили шарфом, ножевые удары нанесли уже мертвой", - отмечали в полиции.
Милиционер оказался причастен к трем двойным убийствам, а еще восемь преступлений он совершил, находясь на дежурстве, в том числе с использованием служебного автомобиля. В одном из эпизодов Попков оставил на месте преступления милицейский жетон, вернулся за ним и добил жертву. Иногда убийца приезжал на место обнаружения тела в составе следственно-оперативной группы.
Выжить удалось лишь двум потерпевшим. Ни Светлана Мисявичус, ни Евгения Протасова не смогли опознать преступника: обе получили серьезные черепно-мозговые травмы. Мисявичус случайно нашли рабочие, вышедшие утром из электрички. Никаких признаков жизни женщина не подавала, а в себя пришла, когда ее определили в морг. Протасову нашли грибники. Обе женщины проходили длительный курс реабилитации.
Попков также подрабатывал таксистом. Эта профессия помогала ему заводить случайные знакомства с женщинами, а потом нападать на них в безлюдных местах. А милицейский мундир способствовал тому, что жертвы проникались к Попкову доверием, и отводил от него подозрения. Кстати, милицейское руководство знало о том, что Попков подрабатывает таксистом, однако это никаких подозрений не вызывало, а передвижения стража порядка никак не увязывались с обнаружением многочисленных трупов.
О мотивах милиционера-убийцы следователи не сообщали. Сам Попков заявил в суде: "Совершая убийства, я руководствовался своими внутренними убеждениями".
Во время первого судебного процесса он также пытался выставить себя в роли "санитара", который избавляет общество от аморальных женщин. В итоге Попкова прозвали "чистильщиком". Впрочем, многие из жертв маньяка не были похожи на проституток.
Можно предположить, что зверские убийства доставляли Попкову удовольствие, учитывая поставленный ему диагноз - гомицидомания (непреодолимое влечение к убийствам, свойственное психопатам) с садистскими элементами. После расправ у сотрудника милиции Михаила Попкова "наступала разрядка, улучшались настроение, сон и аппетит".
Маньяка искали 14 лет
В 1998 году власти наконец увидели единый "почерк" в убийствах в Ангарске и сформировали следственную группу из работников прокуратуры, УВД и РУБОП (районного управления по борьбе с организованной преступностью), которая занималась поиском "ангарского маньяка". Однако точку в преступлениях поставили не стражи порядка, а случай.
Как признался позднее на допросе сам Михаил Попков, он подхватил венерическое заболевание, которое и избавило его от маниакального желания убивать женщин.
"Я просто запустил болезнь, пытался лечиться самостоятельно, в больницу идти боялся. Последствия дали о себе знать, я стал импотентом, - рассказал следователям подозреваемый. - После этого желание насиловать и убивать потерялось".
Впрочем, потом Попков признался, что продолжал убивать и в "нулевые" годы. Новые эпизоды, в которых он признался, относятся к 1992-2007 годам.
Летом 2000 года расследованием нераскрытых убийств в Ангарске занялся прокурор-криминалист Николай Китаев. Он пришел к выводу, что следствие велось некачественно. В частности, 28 января 1998 года возле поселка Байкальск была найдена без сознания обнаженная несовершеннолетняя девушка. Она была госпитализирована с травмами головы, которые ей причинил неизвестный.
Потерпевшая Светлана М. опознала милиционера-водителя УВД Ангарска в звании старшего сержанта. На следующий день из трех предъявленных ей автомобилей УАЗ-469 Светлана уверенно указала на служебную машину сержанта: она запомнила несколько характерных деталей салона.
Однако следователи ограничились объяснением Попкова, согласно которому он просто внешне похож на преступника. Алиби милиционера формально подтвердила его сожительница.
Китаев отметил, что сержант "пьянствовал и развратничал, заражал жену сифилисом, от которого лечились оба". А их брак был расторгнут.
Китаев доложил о своих выводах прокурору Иркутской области Мерзлякову и пообещал найти убийцу в течение шести месяцев, если ему позволят возглавить расследование. Однако руководство решило спустить дело на тормозах. "Все, о чем здесь говорилось, не должно выйти за пределы этого кабинета. В противном случае Москва нас всех повыгоняет", - сказал Мерзляков.
Спустя год Китаев был уволен. Формально это было связано с расформированием транспортных прокуратур. В 2001 году расследование было де-факто приостановлено.
Дело возобновили в 2002 году, когда о серии убийств в Ангарске написал "Московский комсомолец". Статью прочитали генпрокурор РФ Владимир Устинов и министр внутренних дел Борис Грызлов. В том же году в Ангарск отправили группу следователей из Москвы. Но поиски убийцы продолжались еще 10 лет.
По словам бывшего старшего оперуполномоченного по особо важным делам Сергея Державина, возглавившего следственную группу, расследование приходилось вести "с нуля". "Практически ни по одному делу не были проведены следственные действия, треть вещдоков была утрачена - и никто ни за что не отвечал", - вспоминает Державин первые месяцы работы в Ангарске. Следствие затянулось еще на 10 лет.
В 2009 году сыщики провели экспертизу мазков спермы, обнаруженной в теле нескольких жертв, и сузили круг подозреваемых до 589 человек, в числе которых был Попков. В марте 2012 года его вызвали на допрос, где попросили сдать слюну для анализа ДНК. Экспертиза показала, что Попков был убийцей.
Ранее также сообщалось, что сыщики очертили круг подозреваемых, поскольку обнаруживали рядом с трупами следы колес автомобиля "Нива". В итоге убийцу стали искать среди владельцев этой автомобильной марки.
23 июня 2012 года Попков был задержан во Владивостоке, куда он поехал за новым автомобилем. Его этапировали в Ангарск, где 25 июня 2012 года городской суд санкционировал его арест. Вскоре Попков предпринял попытку самоубийства.
Из органов внутренних дел Попков уволился в 1998 году, как только получил звание младшего лейтенанта. Находясь на пенсии, офицер работал в частном охранном предприятии. Оттуда он уволился в 2011 году, после чего работал могильщиком и частным таксистом. Кстати, рытьем могил зарабатывал себе на хлеб и отец Михаила Попкова. Он же и брал сына в помощники, так что будущий маньяк копал захоронения с восьмилетнего возраста.
По одной из версий, у Попкова могли быть сообщники. В частности, под подозрение попала супруга экс-милиционера Елена. Сам подследственный тоже говорил, что якобы действовал не один. Однако назвать имя соучастника он отказался.
После задержания Попкова в полиции решили не придавать большого значения тому, что маньяк работал в МВД. "Сейчас не так важно, кем же в конечном счете окажется преступник: бывшим милиционером, военным, врачом или кем-то еще. Главное, чтобы принцип неотвратимости наказания сработал", - говорилось в пресс-релизе ведомства.
В МВД Попков был на хорошем счету. Он являлся кандидатом в мастера спорта по биатлону, а коллеги называли Попкова Миша Улыбка или Миша Гуинплен (персонаж романа Виктора Гюго "Человек, который смеется") - за доброжелательность.
В ходе первого судебного процесса и сразу после приговора жена и взрослая дочь Попкова поддерживали его, ходили на свидания, носили передачи. Они также выступили в телевизионном шоу "Пусть говорят" на Первом канале. Супруга и дочь признавались в любви к Попкову и демонстрировали веру в его невиновность.
К настоящему времени обе женщины покинули Ангарск, где дочь Попкова работала школьной учительницей.
14 января 2015 года Иркутский облсуд признал Михаила Попкова виновным вубийстве 22 женщин и приговорил к пожизненному лишению свободы в колонииособого режима.
За преступления маньяка пытали и судили невиновного
Одно из убийств, совершенных Михаилом Попковым, стражи порядка "повесили" на жителя Ангарска Вадима Дьяченко. В июле 2007 года он вместе с супругой и маленькой дочерью поехал отдыхать в Крым. Прямо на пляже курортника задержали и заковали в наручники, заявив, что он находится в розыске за убийство молодой женщины.
Вадиму инкриминировали расправу над девушкой Натальей, которую нашли мертвой 8 июля 1998 года, в день ее 20-летия, пишет "Комсомольская правда".
"Прошел несколько тюрем, прежде чем меня отправили в Иркутск. Сейчас понимаю, что следователи полагали, что к этому времени я буду трупом и на меня можно списать не только это преступление, но и все остальные", - говорит 49-летний Дьяченко.
По словам Вадима, на него "пытались повесить 38 убийств". "По ночам приходили в камеру и избивали. Если бы помер - им было бы проще. Пытали меня ежедневно. 220 вольт - это было уже родное", - вспоминает Дьяченко.
Со слов бывшего обвиняемого, его даже не возили на следственные эксперименты, и никаких признательных показаний мужчина не давал. Но следствие и суд это не смущало. Было достаточно показаний друга Вадима Дмитрия. "Его заставили сказать, что он видел, как я расправлялся с девушкой!" - добавил Дьяченко.
В обвинительном заключении было сказано, что убитая Наталья зарабатывала на жизнь проституцией и употребляла наркотики. "Незадолго до убийства с ней встречался Дьяченко. Между ними возник конфликт из-за того, что Наталья якобы заразила мужчину венерическим заболеванием. У него были основания ей отомстить", - говорилось в документе.
Кроме того, уверенности в виновности Дьяченко сыщикам прибавляла его "криминальная" биография. В 1980-х годах мужчина был судим за кражу, а в 90-е годы тоже попадал в поле зрения оперативников.
Вадим 2,5 года провел за решеткой, но в итоге был освобожден из-под стражи в зале суда. Адвокат смогла доказать, что прямых доказательств вины Дьяченко в деле нет.
"В тот же день меня осмотрел врач - 46 переломов! - уверяет Дьяченко. - Я был практически парализован от этих ежедневных избиений. Жив остался только потому, что сильный! Получил компенсацию 200 тысяч рублей. Стоят ли эти деньги потерянных двух лет жизни и здоровья?! Нет, мне должны миллионы! Да бог с ними, с деньгами... Сейчас живу в Москве, есть свой бизнес, заработаю. Хочу только, чтобы этих непрофессиональных людей уволили из полиции".
В настоящий момент в убийстве 20-летней Натальи обвиняется Михаил Попков. Однако Дьяченко и теперь не верит следствию, качество которого он испытал на собственной шкуре. "А я не верю, что это Попков. На него повесили все убийства, как и на меня когда-то. Ну не может человек отравить на тот свет больше 80 женщин", - считает Вадим.
Добавим, преступления "ангарского маньяка" оперативники "повесили" еще на двух невиновных граждан, которые тоже имели судимости. Один из этих уголовников совершил самоубийство в СИЗО. Мужчина боялся оказаться в колонии с судимостью за изнасилования и убийства женщин, что обрекало его на презрение и издевательства со стороны других заключенных.