НТВ

Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН) РФ обнародовала шокирующую статистику подростковой преступности, связанной с мелкими кражами. 90% несовершеннолетних, являющихся узниками СИЗО, попали туда за хищения мобильных телефонов.

Из 4 тысяч 600 несовершеннолетних россиян, находящихся в российских следственных изоляторах (СИЗО), 90% подростков попали туда за хищение мобильных телефонов, передает ИТАР-ТАСС со ссылкой на начальника Управления следственных изоляторов и тюрем Федеральной службы исполнения наказаний Валерия Телюха.

Заявления чиновника прозвучали в контексте общей оценки состояний СИЗО: на самом деле они переполнены подозреваемыми, но государство делает все возможное, чтобы улучшить им условия.

- Подозреваемых некуда сажать
- Надзиратели уступят место видеокамерам
- В Госдуме РФ готовят закон о конфискации всего имущества преступника. Но с правосудием можно будет "договориться"

Кражи мобильников - новый бич общества

"По моим личным оценкам, до 90% несовершеннолетних обитателей наших СИЗО сидят за мелкие преступления, в подавляющем большинстве за хищения мобильных телефонов", - сообщил Телюх.

При этом, в целом по "населению" СИЗО всех категорий пропорция обратная: 70% находятся под следствием по обвинению в совершении тяжких и особо тяжких преступлений, а около 30% - за мелкие правонарушения.

По официальным данным, в РФ до половины преступлений, связанных с кражами имущества, составляют кражи мобильных телефонов. В 2007 году МВД зарегистрировало в России около 350 тысяч случаев похищения сотовых. С учетом незарегистрированных преступлений число похищенных аппаратов сотовой связи достигает миллиона, полагают специалисты.

Как бороться? Тотальной слежкой

Кражи мобильников уже давно приняли в стране характер эпидемии. Поэтому в Государственную думу был даже внесен спорный законопроект, который обяжет операторов связи открывать перед силовыми ведомствами информацию о своих клиентах. Скептики говорят, что в результате "под колпаком" чиновников в погонах окажутся десятки миллионов людей.

Принятие этого закона позволит милиции использовать особую функцию IMEI-контроля, что переводится как международный идентификатор мобильного оборудования. IMEI - это уникальный номер из 15 цифр, который присваивается каждому аппарату и запрограммирован компанией-производителем. В мире нет двух сотовых телефонов с одинаковым IMEI.

Если телефон похищен, то по просьбе хозяина оператор легко определяет и блокирует украденный мобильник с помощью функции IMEI. Идентификационный номер телефона при этом заносится в "черный список", и трубка замолкает навсегда.

Если законопроект будет принят, то кражи мобильников станут бессмысленными, однако, с другой стороны, у правоохранительных органов и спецслужб появится возможность прослушивать граждан в режиме online, не спрашивая на то ни у кого согласия.

В этом случае право на тотальное прослушивание ставит под угрозу свободы законопослушных граждан. Негативные последствия принятия такого закона вообще непредсказуемы в условиях коррупции, разъедающей правоохранительные органы. Достаточно вспомнить о торговле секретными базами данных, информация которых достаточно регулярно "всплывает" на черном рынке.

"Труба" дороже человеческой жизни

Мобильный телефон, несмотря на свою распространенность, остается для многих преступников лакомой добычей. Желание овладеть сотовой трубкой жертвы часто толкает злоумышленника даже на убийство.

Например, в апреле в Челябинской области было расследовано дело о зверском убийстве подростка во дворе школы. Убийцу заинтересовал сотовый жертвы, а совершить разбой ему посоветовала одна из школьниц.

В убийстве подозревается 19-летний безработный местный житель. По версии следствия, 10 ноября 2007 года обвиняемый встретился со своими знакомыми школьниками, которые были сильно недовольны тем, что один из учеников плохо с ними обошелся. По их словам, мальчик пригласил их к себе в гости, однако к моменту их прихода хозяина дома не оказалось. Мальчик просто забыл о своем приглашении и уехал к бабушке в гости, как объяснили бывшие дома в тот момент его родители.

"Одна из школьниц предложила задержанному встретиться с ним и в отместку забрать у него дорогостоящий сотовый телефон", - поясняют в следственных органах.

Через два дня обвиняемый, вооружившись ножом, пришел во двор школы, где и встретил потерпевшего. Юноша стал требовать у подростка отдать ему сотовый телефон, однако получил отказ.

"Тогда злоумышленник избил его и нанес один удар ножом в область грудной клетки", - добавили в следственном управлении.

Когда же ученик упал, задержанный нанес ему удар по лицу и вновь потребовал отдать телефон. Подросток вытащил из кармана свой аппарат Nokia 6260 стоимостью 10,2 тыс. рублей и бросил его на землю. Завладев телефоном, убийца с места преступления скрылся. От полученного ножевого ранения школьник скончался на месте.

Летом 2007 года Пензенский областной суд приговорил к 9,5 года колонии 16-летнего подростка за убийство 14-летнего школьника. Как установили следователи, в мае 2006 года обвиняемый, пытаясь отнять мобильный телефон, нанес своей жертве смертельный удар кирпичом, а затем закопал труп в подвале.

Экспертиза установила, что обвиняемый психически здоров. Между тем врачам подсудимый заявил, что если бы ситуация повторилась, он все равно бы пошел на убийство, только закопал тело глубже.

Тогда же летом Воронежский суд приговорил 15-летнего подростка к 10 годам лишения свободы. Согласно материалам дела, в ноябре 2006 года в поселке городского типа Анна преступник встретил 10-летнего мальчика, который нес в руках сотовый телефон. Взяв палку, подросток нанес ребенку около 10 ударов по голове, от которых тот скончался на месте. После этого преступник забрал телефон Siemens стоимостью 2,5 тысячи рублей, а труп закопал.

Накануне Нового года в Челябинске на балконе жилого дома были найдены тела молодой женщины и ее дочки. Как установили следователи, их убил 25-летний знакомый, чтобы скрыть кражу сотового телефона.

Весной 2007 года в Амурской области милиция раскрыла убийство 11-летнего мальчика, который имел неосторожность похвастаться дорогим новым мобильником перед приятелями.

Тогда же в марте в Курской области ранее судимый мужчина расправился сразу с двумя подростками, 13 и 14 лет, чтобы завладеть телефоном одного из них. Обеим жертвам преступник нанес множественные ножевые ранения.

Жуткое по своему цинизму аналогичное преступление было совершено годом раньше в Ульяновске, где 15-летний школьник убил своего одноклассника. Когда тело ребенка нашли, рядом с ним лежала и профессионально изготовленная удавка: к гаечному ключу была привязана леска, обмотанная изолентой.

Предусмотрительный убийца даже обеспечил себе "алиби". После расправы школьник вернулся домой и поминутно в тетради "расписал" свой день, после чего выучил написанное наизусть.

Подозреваемых некуда сажать

В России по-прежнему остается высоким число людей, содержащихся под стражей в следственных изоляторах, отметил начальник Управления следственных изоляторов и тюрем Федеральной службы исполнения наказаний России генерал-майор Валерий Телюх.

По его словам, в РФ действуют 222 следственных изолятора, рассчитанные на 149 тыс мест. На сегодня в них содержатся около 134 тысяч человек - подследственных, подозреваемых, обвиняемых и подсудимых. И хотя с начала года произошло некоторое снижение - на 7,5 тысяч, "пока число содержащихся в СИЗО остается достаточно высоким", отметил представитель ФСИН.

"К сожалению, большое число лиц поступает к нам из судов и за преступления небольшой и средней тяжести, за которые наказания им "светят" небольшие - некоторые из них получают 1, максимум - два года или вообще условное осуждение", - продолжает Телюх. При этом он считает, что эту проблему надо решать: мало смысла в том, чтобы отправлять человека в изолятор на каких-то 2-3 месяца.

Так, по его словам, ежегодно из СИЗО на свободу выходят 70 тысяч человек, то есть каждый пятый из тех, кто был заключен под стражу. "Это лица, в отношении которых были прекращены уголовные дела, либо они получили оправдательные приговоры, либо из-за непродления срока содержания под стражей, а также лица, осужденные к наказанию, не связанному с лишением свободы либо получившие отсрочку в исполнении приговора", - пояснил он.

За последние 5-6 лет мы значительно улучшили условия содержания под стражей. В среднем по стране в СИЗО на 1 человека приходится 4,5 квадратных метра. "Это больше, чем предусмотрено законом (4 кв. метра), хотя пока эта норма соблюдается еще не во всех регионах", - добавил Телюх.

Проблемными остаются еще 12 регионов, среди которых он выделил республику Саха-Якутия, Новосибирскую и Свердловскую области и Краснодарский край, "где на сегодняшний день мест, к сожалению, не хватает".

"Мы работаем над увеличением количества мест, чтобы приблизиться к европейским рекомендациям - 7 квадратных метров на человека", - заявил представитель ФСИН. Вместе с тем он признал, что пока это недостижимый показатель. Тем не менее, по целевой программе до 2016 года предполагается построить 27 современных следственных изоляторов. Первым из них, где будут соблюдаться европейские нормы, станет уже строящийся новый изолятор "Кресты" на 4 тысячи мест.

Надзиратели уступят место видеокамерам

Новые СИЗО будут оснащаться и современными техническими средствами охраны и надзора. Так, в Московской области такими системами уже в разной степени оборудованы все 10 СИЗО, включая системы контроля доступа. "Со временем мы будем заменять - там, где возможно, - людей техническим средствами и постепенно служба надзирателя будет уступать службе оператора видеонаблюдения", - отметил Телюх.

31 октября исполнится 45 лет со дня появления следственных изоляторов в России. В этот день в 1963 году коллегия Министерства охраны общественного порядка СССР (впоследствии - МВД) приняла решение о создании специального учреждения предварительного заключения - СИЗО. С января 1964 года под СИЗО были перепрофилированы более 170 бывших тюрем.

Старейшим зданием на сегодня является СИЗО в Козьмодемьянске (Марий Эл), построенное в 1582 году. В российских СИЗО несут службу 50 тысяч сотрудников ФСИН. Кроме того, в системе исполнения наказаний действуют и 7 тюрем, содержание в которых является наиболее тяжким видом наказания. В них находится до 3 тысяч человек.