Выводы из последнего совместного экономического мониторинга Института экономической политики (ИЭП) им. Егора Гайдара, РАНХиГС и Всероссийской академии внешней торговли (ВАВТ) заметно расходятся с ожиданиями Минэкономразвития, пишет газета "Коммерсант".
В министерстве рассчитывают на то, что майский всплеск промпроизводства, динамики ВВП и ряда показателей, связанных с инвестициями, дает основания предположить, что экономическое положение в РФ к концу 2017 года значительно улучшится.
Согласно же мониторингу за июль 2017 года, нет никаких оснований ждать к концу года и в течение следующих лет ускорения темпов экономического роста. Эксперты полагают, что наблюдаемые во II квартале 2017 года восстановительные тренды недолгосрочны и не обеспечат выхода на динамику роста даже в 2% ВВП в год в следующие три года.
Слабое оживление в промышленности достигло пика в феврале-апреле и уже заканчивается, прокомментировал труд аналитиков трех ведомств для газеты "Ведомости" заведующий лабораторией конъюнктурных опросов института Сергей Цухло: предприниматели говорят о небольшом, устойчивом росте, их предприятия хорошо обеспечены заказами, мощности загружены, но рывка они не ждут.
В I квартале наблюдался более-менее заметный рост, а сейчас его почти не отличить от стагнации, пояснил изданию Владимир Сальников из ЦМАКПа. После максимального за пять лет роста выпуска в мае на 5,6% в июне он замедлился до 3,5% в годовом сравнении, а с исключением сезонного и календарного факторов - сократился.
Прогноз министерства, предполагающий рост ВВП по итогам 2017 года выше 2%, был обнародован в прошлую пятницу, то есть после расширения санкций США в отношении России. Глава Минэкономразвития Максим Орешкин и до этого говорил о том, что оно не потребует корректировки макропрогноза, напоминает "Коммерсант".
Предыдущие оценки чиновников и экспертов исходили из сохранения, а не усиления антироссийских санкций. В докладе подчеркивается, что после принятия в США нового санкционного пакета придется исходить не только из конъюнктурного усиления санкций, но и приобретения ими институционального характера.
Именно эта неопределенность и влияние ее на инвестиционные процессы пока и учтены в прогнозе. Это первая макромодель, в которой санкции выступают фактором, к которому экономика не адаптируется, как в 2015-2016 годах.
Краткосрочной неопределенности добавляет и негативный характер прогнозов в аграрном секторе, испытавшем влияние непогоды, а также цены на нефть.
Авторы мониторинга также предупреждают о том, что сейчас более существенный рост выдачи новых кредитов физлицам наблюдается в регионах с высоким уровнем бедности. Эксперты не исключают, что снижающаяся в 2017 году норма сбережений свидетельствует не о выходе из кризиса, а о затяжном падении доходов населения.