Российско-турецкий конфликт и последовавшее за ним антитурецкое эмбарго может обернуться новым витком продовольственной инфляции в России, считают эксперты. При этом потери турецкой экономики от ограничительных мер будут весьма незначительными.
После запрета поставок в РФ турецких овощей и фруктов "продуктовая инфляция может увеличиться на 3-4% и общий индекс потребительских (цен) тогда прибавит 0,5-0,6 п. п. в декабре", заявил РБК директор центра конъюнктурных исследований НИУ ВШЭ Георгий Остапкович. Это при том, что цены на продукты питания и так в этом году растут опережающими темпами: если общая инфляция составляет примерно 15% в год, то продовольственная - около 20%, отмечают "Новые Известия".
11% фруктов на российском рынке – из Турции, овощей – 5%, посчитал Николай Кондрашов из Центра развития ВШЭ: цены на эти виды продовольствия из-за запрета могут вырасти на 7–8 п. п., на продовольствие в целом – на 0,9 п. п., пишут "Ведомости".
"НИ" отмечает: "Видимо, не случайно, даже не дожидаясь официального списка турецких продуктов, попавших под запрет, глава ФАС Игорь Артемьев заявил, что его ведомство будет мониторить ситуацию с ценами на еду в магазинах". "При этом руководитель ФАС не ожидает большого роста цен из-за эмбарго на турецкие продукты и надеется, что выпадающие товары будут замещены достаточно быстро", - пишет издание, статью которого приводит сайт "Заголовки".
Министр сельского хозяйства РФ Александр Ткачев уже заявил, что Россия сможет безболезненно отказаться от фруктов и овощей из Турции и заместить их поставками из Ирана, Марокко, Израиля, Азербайджана, Узбекистана и других стран. Однако не все эксперты разделяют эту точку зрения. Старший научный сотрудник Института экономической политики им. Гайдара Сергей Жаворонков в беседе с "НИ" напомнил, что при введении продовольственных санкций в отношении Европы, США и других западных стран в августе 2014-го именно на Турцию возлагались основные надежды по замещению выпадающего импорта. "Турция стала основным заместителем европейской сельскохозяйственной продукции, попавшей под эмбарго. Если сейчас запретят ее товары, возникнет дефицит. Неоткуда будет брать не только экзотические фрукты, но и огурцы с помидорами", - сказал Жаворонков.
Глава Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) Илья Ломакин-Румянцев, комментируя продовольственное эмбарго в отношении Анкары, заявил, что "это еще один фактор, который, к сожалению, в осенне-зимний период может породить проблемы с обеспечением овощами и фруктами продуктовых сетей".
Сейчас на долю турецких овощей, по данным Минсельхоза, приходится 20% всего объема их импорта в Россию, пишет "Российская газета". Что касается фруктов, то из Турции в Россию сейчас поставляются в основном цитрусовые, абрикосы, вишня, черешня, персики, сливы и виноград. Доля Турции в общем объеме импорта продовольствия в Россию по итогам прошлого года не превышает 4%.
Первый вице-премьер Игорь Шувалов пояснил, что при разработке постановления правительства об антитурецких санкциях за основу были взяты такие группы товаров, которые занимают существенное место в турецком экспорте, но не являются критически важными для российских потребителей. Мы исходим из того, что необходимо в максимальной степени избежать дополнительного роста цен на внутреннем рынке, добавил вице-премьер Аркадий Дворкович. Нужно, чтобы покупатели и наши торговые организации за это время смогли переключиться на других поставщиков, добавил вице-премьер.
Российские ритейлеры уже объявили, что могут заменить поставки овощей и фруктов из Турции продукцией из Марокко, Египта, Израиля и Китая. При этом они признали, что на перестройку цепочек поставок потребуется определенное время.
Ущерб для Турции будет незначительным
При этом потери турецкой экономики от вводимых Россией санкций на самом деле будут весьма незначительными, говорится в статье РБК. Как подсчитали экономисты лондонской исследовательской компании Capital Economics, они составят в будущем году максимум 4-4,5 млрд долларов, или 0,5% ВВП. При этом влияние российских ограничительных мер на ВВП Турции вполне может быть скомпенсировано помощью в размере 3 млрд евро, которую Анкара получит от Евросоюза на сдерживание потока сирийских беженцев в Европу.
Последствия ограничений на работу в России турецких граждан тоже будут едва заметны в масштабах турецкой экономики, отмечает издание. Сильнее всего ожидаемо пострадает туристический сектор Турции - но лишь при условии, что санкции сохранятся до лета.
По оценке Capital Economics, если поток туристов из России в Турцию в 2016 году исчезнет полностью, турецкий сектор может потерять до 3 млрд долларов (около 0,4% ВВП). Если же санкции будут сняты до начала высокого сезона, ущерб будет ограниченным.
Выиграть в теории должен внутренний туризм в России: глава Ростуризма Олег Сафонов вчера заявил, что рассчитывает на рост внутреннего турпотока на 3-5 млн человек в 2016 году, отмечает "Коммерсант".