Вести

Кандидат в президенты Дмитрий Медведев, выступая перед членами РСПП в Краснодаре, привел в пример компании КНР, которые распространяются по миру: "И мы могли бы этим заниматься". Бизнес должен быть уверен, что всегда получит поддержку государства на мировых рынках, объявил Медведев, особенно в секторах, где глобальная конкуренция - в энергетике и машиностроении.

Россияне в последние годы и без поддержки государства агрессивно скупают активы по всему миру, пишут "Ведомости". По данным ЦБ, прямые инвестиции за границу в 2007 году даже по сравнению с рекордным 2006 годом выросли вдвое - до 45 млрд долларов. Это почти столько же, сколько иностранцы вложили в российские активы (47,1 млрд).

Не удалось купить зарубежные активы на еще большую сумму - свыше 50 млрд долларов только в 2006 году. Отказ вызван преимущественно политическими причинами. "Газпрому", например, не удается проникнуть на розничный рынок Европы, из-за чего он ежегодно "дарит" трейдерам до 3 млрд долларов.

Из-за кризиса дешевеют активы во всех секторах. С июля 2007 г. акции британской Centrica (на нее неудачно претендовал "Газпром") подешевели на 14%. Европейский концерн EADS (сейчас его акциями владеет ВЭБ) подешевел на 29%.

Но у россиян может не хватить ресурсов: до сих пор все громкие покупки (как, к примеру, LionOre "Норникелем") совершались на занятые за рубежом деньги.

Владимир Путин в 2005 году помог "Альфе" купить 13,22% крупнейшего сотового оператора Турции - Turkcell за 1,6 млрд долларов: он заявил премьер-министру Турции Реджепу Эрдогану, что "Альфа" намерена" инвестировать в отрасль связи Турции свыше трех 3 миллиардов и хотела бы получить "какие-то политические гарантии".

Год спустя Путин убедил президента Франции Жака Ширака и канцлера Германии Ангелу Меркель не препятствовать покупке 5% акций аэрокосмической корпорации EADS российским ВТБ.

А Михаил Фрадков, будучи председателем правительства, помог совладельцам "Красэйр" Борису и Александру Абрамовичам купить у венгерского правительства авиакомпанию Malev за символический миллион долларов. Братья не могли заключить сделку два года, после разговора Фрадкова с венгерским премьером вопрос решился немедленно.

Мотивы заявления Медведева понятны, считают эксперты: покупать за рубежом выгоднее, чем в России, развивать бизнес проще.