Moscow-Live.ru

Генеральный юрист Суда ЕС Мельхиор Ватле представил Европейскому суду в Люксембурге свое мнение, в котором подтвердил законность действий британских властей в отношении санкций против "Роснефти", передает РИА "Новости". Только одно несущественное предписание британского правительства, по его мнению, противоречит законодательству ЕС.

Генеральный юрист готовит материалы для суда, проводит анализ фактов и представляет заключение, помогающее судьям понять суть дела. Его мнение обычно "содержательно предопределяет судебное решение", напоминают эксперты. Окончательное решение ожидается через 4-6 месяцев. Таким образом, английскому суду с большой вероятностью будет предложено признать, что ограничительные меры, принятые Советом в отношении русских учреждений, таковых как "Роснефть", по существу являются законными.

Жалобы на санкции ЕС подали также ВТБ, ВЭБ, "Газпром нефть" и "Сбербанк". Теперь, как отмечает газета "Коммерсант", шансы российских компаний оспорить секторальные санкции ЕС в европейских судах падают.

Хотя вердикт британского суда будет вынесен только осенью, по мнению юристов, он, скорее всего, прислушается к мнению генерального юриста Суда ЕС. Дело "Роснефти" является по сути прецедентным, так что подобные иски других российских компаний также, вероятно, будут отклонены.

Ранее в этом году Высокий суд Лондона передал на рассмотрение Суда ЕС как высшей судебной инстанции Евросоюза несколько вопросов по иску "Роснефти", поданному компанией против казначейства Великобритании, британских министров по делам бизнеса, инноваций и профессиональной подготовки и Управления по надзору за соблюдением норм поведения на финансовых рынках.

Суд попросил выдать заключение о том, подпадает ли рассмотрение вопроса общеевропейских санкций под его юрисдикцию, и, в случае положительного ответа, разъяснить дополнительно правомерность криминализации нарушения санкций в Великобритании и их интерпретации властями страны.

"Роснефть" оспорила в Административном суде Лондона, который входит в состав Высокого суда, толкование и применение британскими властями секторальных санкций Евросоюза против России в конце 2014 года.

Она утверждает, что Соединенное Королевство дало слишком широкое определение термину "финансовое содействие", включив в него обработку платежей и запрет на выпуск глобальных депозитарных расписок для акций, выпущенных до 12 сентября 2014 года, а также ставит вопрос о недостаточно ясном определении понятий "сланцевый" и "глубоководный" в документах ЕС.

Европейский суд в декабре 2014 года опубликовал доводы "Роснефти" относительно правомерности санкций против российских компаний и банков. Первый довод состоит в том, что Совет ЕС не смог предоставить достаточные причины для введения санкций, тем самым "нарушив право заявителей на эффективную судебную защиту". В компании указывают, что санкции нарушают международно-правовые обязательства ЕС в рамках соглашения о партнерстве и сотрудничестве с Россией.

В апреле 2015 года Суд ЕС посоветовал всем российским компаниям, оспаривающим санкции, дождаться решения по "Роснефти".

Третий пакет санкций против российских компаний США и Евросоюз ввели практически одновременно в середине сентября 2014 года. Под новую волну санкций тогда попали "Роснефть", "Газпром нефть" и "Транснефть".

Этим компаниям закрыт доступ на европейский рынок капитала: они не могут привлекать кредиты и размещать долговые бумаги со сроком обращения свыше 30 дней. Кроме того, санкции ограничили доступ к технологиям и оборудованию для работы в Арктике, для глубоководного бурения и добычи сланцевой нефти.