Вчера правительство внесло в Думу свои предложения по проекту бюджета-2002, который в конце ноября нижняя палата должна рассмотреть в третьем чтении. Эти поправки касаются формирования финансового резерва и финансирования тех 51,8 млрд. рублей расходов, которые были прибавлены к бюджету при его рассмотрении в первом чтении. Депутатам предложения правительства могут не понравиться, опасается "Коммерсант".
При рассмотрении бюджета в третьем чтении Дума утверждает не только все статьи бюджетных расходов, но и сам текст закона о бюджете. А это почти 200 статей, в которых содержится описание различных бюджетных механизмов и всевозможные оговорки. Обычно именно вокруг этих статей разворачиваются бурные дискуссии. В прошлом году, напоминает газета, одну статью, регламентирующую использование дополнительных доходов, обсуждали почти две недели.
Внесенные вчера правительством поправки будут обсуждать не меньше, предупреждает "Коммерсант". Дума вместе с правительством при подготовке бюджета к первому чтению увеличила доходы и расходы бюджета на 51,8 млрд. рублей. Эти деньги были переведены из дополнительных доходов (которыми распоряжается правительство) в ординарные, законные доходы бюджета (которые утверждает Госдума). Вчера правительство отыграло назад и фактически предложило перевести часть этих денег в допдоходы. В новом тексте статьи предлагается 37 млрд. рублей из 51,8 профинансировать только в том случае, если "свободные остатки бюджета" после исполнения всех обязательств государства за 9 месяцев достигнут 37 млрд. рублей.
Иначе говоря, правительство отказывается финансировать 37 млрд. рублей бюджетных расходов с начала года, а переносит это финансирование на четвертый квартал, да и то оговаривает это рядом условий. В список "возможных расходов" попала почти вся прибавка в расходах на правоохранительную деятельность, сельское хозяйство и дорожное хозяйство. Газета считает, что правительство сильно рискует: зачем дразнить депутатов, которые только-только основательно поделили 51,8 млрд. рублей бюджетной прибавки? Объясняется это достаточно просто: если не подстраховаться таким образом, то придется так или иначе закладывать в законе о бюджете возможность пересмотра базовых параметров в случае падения цен на нефть. Иначе говоря, расписаться в том, что бюджет не имеет запаса прочности, а на это правительство пойти не может.
Что касается финансового резерва, то в тексте бюджета до сих пор было лишь записано, что правительство имеет право использовать его средства на выплаты по долгам и замещение недополученных доходов. Депутаты просили правительство расписать механизм его формирования и расходования. Без этого, по мнению председателя бюджетного комитета Александра Жукова, резерв может превратиться в "параллельный бюджет", которым единолично распоряжается правительство. Минфин представил дополнение, более похожее на отписку, которое вряд ли устроит депутатов: формирование финансового резерва осуществляется "нарастающим итогом с начала года на основе сводной бюджетной росписи". Такая конкретизация Думу, скорее всего, не устроит, и дебаты по этому поводу также могут продлиться довольно долго.