Дети высокопоставленных бюрократов вкладывают десятки миллионов долларов в бизнес за рубежом. Журнал Forbes рассказал о нескольких таких "родственных" бизнес-проектах. В частности, о венчурной компании Titanium Investments сына главы "Росатома" Владимира Кириенко и его партнера Александра Айвазова.
Кириенко занимал должность председателя совета директоров Titanium и был его основным финансовым инвестором. К концу 2014 года Titanium Investments проинвестировал более десятка проектов, преимущественно израильские стартапы.
После того как летом 2014-го были введены очередные санкции со стороны ЕС, фотография Кириенко пропала с сайта фонда, хотя информация о нем оставалась в кэше поисковика "Яндекс".
Издание рассказывает и о сыне бывшего министра энергетики Юрия Шафраника Денисе. В середине он 1990-х поехал учиться в английскую школу Челтнем, а затем окончил Лондонскую школу экономики и одновременно Университет нефти и газа им. Губкина в Москве. Затем девять лет работал в английском инвестбанке Barclays Capital, где в должности вице-президента курировал сектор энергетики и коммунального хозяйства.
Параллельно Шафраник-младший помогал команде Ильи Беляева, которая организовывала в Barclays финансирование практически всех крупнейших российских компаний. В 2012 году карьера русских в английском банке прервалась. Вместе с Беляевым и еще одной русскоговорящей сотрудницей банка Эстер Голдберг он открыл в 2012 году Supremum Capital. Через эту компанию, по словам партнеров, они инвестировали собственные средства и привлеченные деньги российских инвесторов.
И хотя Шафраник работал на руководящих постах в компании отца SNG group, он уверяет, что его деньгами никогда не управлял. Денис Шафраник вложил с европейскими партнерами около 20 млн долларов. Среди инвестиций есть сервис по продаже билетов Biletto, компании, занимающиеся интерьерами и предметами искусства Alessandro Isola и The New Craftsmen, компания электронной коммерции Pockit, магазин спорт-luxury Monreal, винный ритейлер Vini Italiani, поставщик инфракрасных сенсорных устройств Pyreos, онлайн-сервис для спортзалов Payasugym, Sustainable Power (микроТЭС), а также завод по переработке мусора Plasrecycle.
А вот сын первого зампреда Госдумы, главы Олимпийского комитета России Александра Жукова Петр Жуков вернулся из Лондона в Россию, где создал бизнес по управлению активами Indigo capital partners (ICP). В партнеры он пригласил своих друзей и знакомых, с которыми сталкивался по учебе или работе.
У топ-менеджмента Indigo есть финансовый опыт - Жуков и его партнеры работали в UBS, Credit Suisse, Morgan Stanley и Alfa Capital Partners. Выйдя в самостоятельное плавание в 2011 году, команда Indigo сумела проинвестировать около 120 млн долларов, большей частью в России.
Жуков говорит, что это деньги знакомых и бывших клиентов. Целевая доходность фонда - 35% в долларах.
Также у Indigo есть венчурные проекты, большинство из которых работают за пределами России. К примеру, у фонда Indigo есть доля в компании Pathway Genomics, специализирующейся на генетическом анализе. Тесты компании помогли Анджелине Джоли принять решение об операции по удалению молочных желез.
Кроме того, в портфеле Indigo есть издатель и разработчик мобильных игр в соцсетях Webgames, шведский производитель подушек безопасности для велосипедистов Hovding, продавец купонов со скидками "Купикупон", разработчик систем стабилизации Innalabs.
Для венчурных проектов ранних стадий у Жукова есть отдельная компания Endemic Capital, где его партнером является советник президента "Сколково" Алексей Бельтюков. К концу 2014 года ими были инвестированы суммы от 50 до 100 тысяч долларов в 10 разных компаний. Сфера вложений - от мобильных приложений для поиска ресторанов до нового вида ветряных электростанций Urban Green Energy.
Несмотря на то что Петр Жуков политикой не интересуется, осложнившиеся отношения России с Западом отразились на ICP. По его словам, компания не смогла подписать несколько сделок из-за появления второго санкционного списка (его отец в них не включался).
Ранее Forbes подсчитал, что общее состояние десяти богатейших семей России составляет 26,3 млрд долларов. Главная особенность: почти во всех богатейших семьях России один из братьев - бывший или действующий политик или чиновник.