Президент Туркмении Гурбангулы Бердымухамедов, вернувшись из Нью-Йорка, где он принимал участие в 64-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН, а также провел переговоры с госсекретарем США Хиллари Клинтон и топ-менеджерами крупнейших американских нефтегазовых компаний, заявил о необходимости "определить справедливую и гибкую формулу цены на газ".
Как пишет "Время новостей", он апеллировал к договоренностям, которые были достигнуты в ходе последнего визита в Ашхабад российского президента Дмитрия Медведева в середине сентября.
Однако переговоры между "Газпромом" и "Туркменгазом" о возобновлении поставок туркменского газа так и не начались, и в российском концерне не говорят, когда должна состояться встреча.
Источник издания в Туркмении утверждает, что главу компании Алексея Миллера там не ждут. Решения о ценах и других условиях поставок в Ашхабаде принимаются только на высшем уровне, и туркменский президент, очевидно, не готов больше торговаться с руководством "Газпрома".
Ситуация же на рынке сбыта газа такова ("Газпром" ожидает снижения собственной добычи на 15% и экспорта на 25%), что Москва не торопится проявлять политическую волю в вопросе закупок туркменского топлива, а кроме того, не располагает средствами, чтобы продолжать делать уступки, как в первом квартале этого года.
В январе-марте "Газпром" покупал туркменский газ по 375 долларов за тысячу кубометров, при том что Украина, которая была традиционным рынком сбыта для топлива из Средней Азии, получала его по 360 долларов. И к тому же, ссылаясь на кризис, закупила у "Газпрома" гораздо меньше, чем он приобрел у "Туркменгаза" (2,5 млрд против 10,5 млрд кубометром).
В апреле российский концерн прекратил покупать необоснованно дорогой туркменский газ. К тому же в самом конце марта Гурбангулы Бердымухамедов приезжал в Москву и отказался, во-первых, снизить цену, во-вторых, предоставить гарантии отказа от поставок газа в ЕС в обход России.
"Газпром" теперь будет ждать улучшения ситуации на рынках. А туркменский лидер - завершения строительство первой нитки нового газопровода в Китай, который фактически лишит "Газпром" монополии на импорт газа из этой страны.