За последние шесть лет государство направило в институты развития 5 трлн рублей денег налогоплательщиков, однако эффективность расходования этих средств вызывает сомнения. Цепочка, по которой проходят деньги, позволяет им фактически растворяться без следа.
Об этом в интервью агентству ТАСС на Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ) заявила глава Счетной палаты Татьяна Голикова."Мы вроде бы видим государственные корпорации, которые являются 100-процентными слугами государства, но, с другой стороны, в их периметр входят акционерные общества, куда попадают, соответственно, бюджетные деньги, и там уже проследить что-либо сложно", - пояснила Голикова.
"Большие вопросы", по ее словам, всегда вызывают и инвестиции госкомпаний. Речь идет как о сроках реализации инвестпрограмм, так и об их целесообразности в целом. Закупки госкорпораций при этом проходят практически без государственного контроля.
"Как вы знаете, они сами пишут свое положение о государственных закупках. Эти положения очень сильно отличаются друг от друга. И если мы будем сравнивать конкурентность государственных закупок к конкурентности там, то это две принципиально разные вещи. Достаточно сказать то, что они используют порядка 5 тыс. различных видов закупок, присутствуют на 170 электронных площадках, и очень сложно сопоставить даже что-то, какие-то общие их признаки", - рассказала Голикова.
Раскрыть масштаб проблем, по ее словам, поможет механизм казначейского сопровождения госзакупок, который постепенно внедряется в некоторых госкомпаниях.
По данным Федеральной антимонопольной службы (ФАС), лишь 5% госзакупок в России проходят на конкурентной основе, а 95% достаются заранее определенным поставщикам. В результате как минимум 10% рынка контролируют картели, цены завышаются на 20-30%, из-за чего бюджет теряет до триллиона рублей в год.
Закупки у единственного поставщика наряду с завышением смет - классическая схема распила бюджетных денег, говорил ранее в ходе форума замглавы Федеральной антимонопольной службы Максим Овчинников.