Глава Федеральной службы по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг) Виктор Зубков сообщил о том, что в ближайшее время Владимиру Путину будет представлена "Национальная концепция противодействия отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма".
На вчерашнем совещании у президента Зубков сообщил, что концепция подготовлена, в настоящее время находится в правительстве и скоро, вероятно, будет одобрена властями. Содержание документа до его одобрения главой государства Виктор Зубков раскрывать отказался.
Однако ГАЗЕТА GZT.ru утверждает, что ей удалось ознакомиться с предложениями членов группы, работавшей над документом. В ее состав вошли представители администрации президента, Совета безопасности, силовых и экономических министерств. Возглавил группу Виктор Иванов (тогда - замглавы кремлевской администрации).
В первую очередь речь идет о серьезном расширении полномочий Росфинмониторинга. Служба может получить право замораживать "подозрительные" активы и расследовать до сих пор неподведомственные ей налоговые преступления. Как утверждают авторы концепции, это поможет успешнее бороться с отмыванием преступных доходов и финансированием терроризма. Но эксперты считают, что финразведка может просто не справиться с новыми полномочиями.
По словам Зубкова, концепция предусматривает меры, "которые должны быть приняты, чтобы система работала более эффективно". Отметим, что за весь 2003 год в суды было направлено всего 14 уголовных дел по фактам легализации незаконных доходов. Причем ни одно из них не касалось классических источников "грязных" денег - наркотиков, оружия и проституции. Эти полтора десятка уголовных дел завершились вынесением всего шести судебных приговоров. Остальные были закрыты за отсутствием состава преступления. Хотя глава финразведки не устает повторять, что количеством уголовных дел мерить ее эффективность нельзя ("мы - аналитический центр", - подчеркивает Зубков), понятно, что подобная арифметика не может не беспокоить власти, отмечает "Коммерсант".
В Росфинмониторинге не вполне довольны тем, как правоохранительные органы используют добытую информацию. Поэтому в рабочей группе по подготовке концепции разрабатывалась идея придания Росфинмониторингу полномочий головного ведомства в деле борьбы с финансовыми преступлениями.
Дополнительные полномочия предлагалось предоставить Росфинмониторингу по трем направлениям. Во-первых, служба может взять на себя подготовку квалифицированных кадров, отвечающих за финансовые расследования в правоохранительных структурах. "Сейчас в правоохранительных органах мало квалифицированных специалистов, они не умеют работать с экономическими преступлениями", - считает эксперт рабочей группы Александр Васильев.
Во-вторых, может быть резко расширен перечень преступлений, которыми занимается Росфинмониторинг. Сейчас у службы есть одна "профильная" статья УК - 174-я, преследующая легализацию денежных средств или иного имущества. Уклонение от уплаты налогов, невозвращение из-за границы валютных средств и уклонение от уплаты таможенных платежей не считались преступлениями, связанными с отмыванием. Поэтому разработчики концепции предлагали исправить это "упущение".
Кроме того, не исключено, что Росфинмониторинг может получить дополнительные рычаги административного воздействия на нарушителей. Сейчас служба имеет право приостанавливать операции с деньгами и имуществом на срок до пяти рабочих дней, если у нее есть обоснованная информация о том, что хотя бы одна из сторон участвует в террористической деятельности.
Эти возможности также могут быть расширены - вплоть до замораживания выявленных в ходе проверок "грязных" финансовых активов. При этом эксперты Росфинмониторинга опираются на рекомендации FATF. "Главная задача борьбы с преступными доходами - возможность конфискации этих доходов, - пояснил Александр Васильев, - а у нас нет отлаженной системы борьбы с такими преступлениями. Даже если суд выносит решение о конфискации преступно нажитых средств, как их конфисковать?! Если человека посадили в тюрьму, но его счета в заграничных банках не нашли, то весь смысл такой конфискации? Человек заплатит лишь то, что он заработает в местах лишения свободы, то есть нуль!" Поэтому эксперт считает обоснованным предоставление Росфинмониторингу дополнительных полномочий. "У службы налажен механизм взаимодействия с органами финансовой разведки других стран. Очень мало офшорных зон, куда Росфинмониторинг не мог бы попасть и получить информацию, поэтому объективно у службы возможностей для борьбы с преступными доходами больше", - считает Васильев.
Однако многие эксперты сомневаются в том, что дополнительные полномочия пойдут на пользу финансовой разведке. "Если Росфинмониторинг действительно пролоббирует такое решение, то все, у кого есть преступные деньги, могут успокоиться, - уверен управляющий партнер юридической фирмы "Вегас-Лекс" Альберт Еганян. - У Росфинмониторинга нет ни сил, ни технических возможностей, какие есть у такой мощной разветвленной структуры, как МВД".