Коммерсантъ

Крупнейшая по масштабам антипиратская операция московской милиции "Контрафакт" завершилась безрезультатно. С понедельника 3,5 тысячи московских торговых точек, закрытых в конце ноября, в полном объеме возобновили торговлю пиратскими музыкой, DVD и программами, сообщает "Коммерсант".

Это заставило экспертов предположить, что мероприятие носило показательный характер и явилось следствием межведомственного конфликта МВД и Генпрокуратуры.

Повальное закрытие пиратских торговых точек в конце ноября стало следствием антипиратской операции "Контрафакт", которую УБЭП ГУВД Москвы начал в последней декаде прошлого месяца. Вчера представители УБЭП отказались обсуждать ситуацию на рынке нелегальных медианосителей и отказались сообщить предварительные итоги операции, сославшись на то, что "оперативные мероприятия еще не завершены". Однако очевидно, что заявленных результатов операция "Контрафакт" не дала: ранее представители УБЭП заявляли, что их задача - полностью прекратить торговлю котрафактными медиадисками в Москве.

Однако в начале этой неделе открылись все ларьки вокруг Савеловского радиорынка, "Горбушки", на площади трех вокзалов. Более того, за время "вынужденного простоя" пираты смогли обновить ассортимент. В частности, по словам одного из владельцев ларьков, новым хитом продаж стал диск с четвертым фильмом о Гарри Поттере (его официальная премьера в России назначена на 23 декабря). "В принципе, работать стало даже легче. Милиция, судя по всему, не будет беспокоить еще долго", - заявил "Коммерсанту" владелец пиратского ларька.

Обсуждая причины быстрого сворачивания милицейской операции, специалисты склоняются к версии, что "Контрафакт" был показательной акцией в контексте конфликта МВД и Генпрокуратуры. Представители прокуратуры ранее не раз заявляли, что милиционеры не могут результативно бороться с интеллектуальным пиратством. "Почему наши рынки забиты пиратской продукцией, а меры не принимаются?" – так ставил вопрос генеральный прокурор Владимир Устинов на межведомственном совещании в сентябре этого года. Возможно, масштабный рейд был своеобразным ответом Устинову: МВД способно побороть пиратство в сжатые сроки, но далее ничего не происходит – виновные не несут никакой ответственности, и это уже вина прокуратуры, поскольку действующий УПК относит дела о нарушении прав интеллектуальной собственности к ее компетенции.

Итоги операции "Контрафакт" в очередной раз убедили правообладателей в том, что защиту своей интеллектуальной собственности им придется обеспечивать своими силами. Например, путем создания отраслевых ассоциаций. Такие ассоциации, выступая от имени правообладателей, выявляют пиратов, ведут работу с правоохранительными органами и заинтересованы в том, чтобы антипиратские дела доходили до суда.