government.ru

Дмитрий Медведев утвердил план мероприятий, направленных на борьбу с налоговыми уклонистами. Впрочем, сама борьба началась еще раньще - Минфин еще в конце ноября обнародовал законопроект, направленный на совершенствование контроля за банковскими операциями и позволяющий, в частности, налоговым органам получать доступ к информации, составляющей банковскую тайну (сведения по счетам частных лиц и др.).

Таким образом, новый план фактически предлагает специально регулировать процедуру проверок кредитных организаций контролерами, чего раньше не было, указывает РБК daily.

Повышенное фискальное внимание в отношении банков и других кредитных организаций в ведомстве Антона Силуанова объясняют в первую очередь "необходимостью упорядочивания законодательства в данной сфере".

В ФНС называют более конкретную причину: необходимо следить за исполнением налоговых платежей. Например, компания переводит банку деньги для их перечисления в бюджет. Если банк тянет, то штрафовать за перечисление надо именного его, а не компанию. Но процедура выявления таких банков не была установлена, объясняют в службе.

Впрочем, аналитики уверены: если новые правила заработают, для банковской сферы наступят не лучшие времена. Во-первых, нельзя будет исключить случаи злоупотребления со стороны контролеров при проведении проверок, особенно "ввиду неограниченного доступа к первичным документам, ко всем операциям по банковскому счету".

Помимо прочего план предполагает, что до конца года должен быть также разработан уточненный перечень оснований для отказа в госрегистрации юрлиц, законопроект, позволяющий контролерам запрашивать всю необходимую информацию о любых контрагентах. Также должны быть введены меры в виде приостановления операций по счетам налогоплателыцика-организации в банке в случае отсутствия организации по месту нахождения, указанному в ЕГРЮЛ, а вся информация о налогоплательщиках (в виде перечня), не исполнивших требования по уплате налогов в срок, будет опубликована в сети, СМИ и на сайте ФНС.

Сами банки пока настроены оптимистично. "Если налоговым органам потребуется какая-то информация, то мы будем ее представлять. Как работали, так и будем работать", - говорит президент Московского кредитного банка Александр Николашин.

Антиофшорные меры Еврокомиссии могут коснуться российского бизнеса

Еврокомиссар по налогам Альгирдас Шемета представил план действий Еврокомиссии по борьбе с офшорами и другими юрисдикциями, позволяющими холдингам экономить на налогах. Подготовить эти меры Европейский совет поручил еще в марте, в апреле идею поддержал и Европарламент, но для вступления плана в силу его теперь должны утвердить на заседании министров финансов ЕС.

План преследует несколько целей, рассказывают "Ведомости". Во-первых, разрешить государствам вводить на один месяц специальный режим "обратного налогообложения по НДС". Он позволит, например, изменять место уплаты налога с юрисдикции покупателя на продавца. Во-вторых, усилить обмен налоговой информацией внутри ЕС.

Наконец, Еврокомиссия рекомендует странам внести целый ряд важных изменений в налоговое законодательство. Так, государства могут создавать черные списки стран: даже при наличии соглашения об избежании двойного налогообложения можно отказываться от применения его положений - например, если ставка налога в стране из списка ниже.

Также налоговики в странах ЕС должны получить право не обращать внимание на искусственные корпоративные структуры, если они созданы только в целях налоговой минимизации. Еврокомиссия собирается активизировать и действие Кодекса ЕС по налогообложению предпринимательской деятельности 1997 г., который запрещает переманивать налогоплательщиков из других стран. Это позволит требовать отмены налоговых преференций для иностранных компаний в других странах.

Такие крутые меры спровоцировала череда налоговых скандалов с крупнейшими транснациональными компаниями, в числе которых Google, Amazon, Starbucks (см.врез). Например, Google, используя схему с головной бермудской, а также операционными компаниями в Ирландии и Нидерландах, экономила на налогах в странах, где реально оказывались услуги. Только французские налоговики потребовали от компании доплатить за 2011 год 1 млрд евро налогов к уплаченным лишь 5 млн евро.