Global Look Press

После 14 лет правления покойного лидера Венесуэлы Уго Чавеса венесуэльская государственная нефтегазовая компания PDVSA находится в сложном положении. С 1998 года объем нефтедобычи PDVSA упал на 25%, с 3 млн до 2,4 млн баррелей в сутки. И это при том, что Венесуэла обладает одними из крупнейших в мире скрытых запасов нефти, которые оцениваются более чем в 500 млрд баррелей.

Как напоминает Forbes, Чавес с самого начала опирался на компанию в своей политике. Рост цен на сырье позволял ему оставаться у власти - PDVSA использовалась главой государства как дойная корова для исполнения социальных обязательств.

Острый конфликт между компанией и президентом разгорелся в 2003 году. Тогда менеджеры и сотрудники PDVSA вышли на улицы с протестом против социалистической политики Чавеса. Глава государства в ответ уволил около 20 тысяч рабочих. С тех пор режим Чавеса регулярно проводил кадровые чистки, избавляясь от опытных инженеров, скептически воспринимающих идеи "революции".

Нефтегазовый гигант стал копилкой, откуда брались деньги для спонсирования многочисленных социальных проектов. Из 125 млрд долларов выручки PDVSA в 2011 году около 24 млрд государство изъяло в виде дивидендов и налогов, еще 30 млрд ушли напрямую под контроль президента в специальный фонд, сообщало агентство Reuters. Долг PDVSA с 2006 года вырос десятикратно, до отметки в 34 млрд долларов.

Распределение нефтяных доходов позволило решить многие социальные проблемы Венесуэлы

По данным Всемирного банка, доля населения за чертой бедности в Венесуэле к 2006 году сократилась до 36,3% против 50,4% в 1998 году. Детская смертность к 2011 году снизилась до 12,9 случая на тысячу родившихся по сравнению с 20,3 на момент прихода Чавеса к власти. Стало более доступным обучение: среднее образование, по данным ЮНЕСКО за 2010 год, получают 72% детей против лишь 48% ранее.

Социальные программы Чавеса благодаря перераспределению нефтяных доходов определенно принесли экономические улучшения малообеспеченным слоям населения. Но есть большие подозрения, что огромные суммы были потеряны не только в результате коррупции, но и из-за некомпетентного управления. После Чавеса осталась рассыпающаяся инфраструктура, плохо работающая промышленность и госрасходы, которые невозможно поддерживать на таком уровне, продолжает BFM.ru.

По оценкам Bank of America-Merrill Lynch, госрасходы в реальном выражении за 12 месяцев предвыборного периода выросли на 30%. Но такая щедрость откликнулась государству финансовыми проблемами: по разным подсчетам частных компаний, по итогам 2012 года дефицит бюджета мог вырасти до 9-12%.

Поверхностное отношение Чавеса к PDVSA выразилось и в снижении качества активов компании после национализации венесуэльских проектов крупных американских инвесторов ExxonMobil и ConocoPhillips). В августе прошлого года утечка газа на нефтеперерабатывающем заводе в городе Амуай на западе страны спровоцировала взрыв и крупный пожар. Инцидент унес жизни более 40 рабочих.

Некоторые иностранные компании смогли приспособиться к экономическим реалиям режима Чавеса, особенно Chevron. Chevron участвовала в последнем раунде привлечения кредитных средств для PDVSA вместе с китайским China Development Bank на 6 млрд долларов. Треть из этой суммы предоставила Венесуэле американская компания. Средства пошли на финансирование совместного с PDVSA предприятия Petroboscan.

Но главной опорой Чавеса в нефтянке был Китай. Пекин на протяжении всех лет правления полковника демонстрировал ему свою поддержку. Венесуэла 36 млрд займов из Поднебесной оплачивала нефтью.

Но и китайская помощь имела свои пределы. В сентябре прошлого года финансовая ситуация в PDVSA ухудшилась настолько, что компания впервые решилась расплатиться с нефтесервисными контрагентами не живыми деньгами, а долговыми расписками.

Что ждет национального гиганта без Чавеса, задает вопрос издание. Новые президентские выборы пройдут в течение месяца, преемнику Чавеса придется выдержать конкуренцию с популярным в стране лидером оппозиции Энрике Каприлесом. Если Каприлес победит, он покончит с политикой Чавеса по поставкам нефти в страны, вроде Кубы и Никарагуа, за бесценок. Если же победит на выборах официальный преемник Чавеса Николас Мадуро, PDVSA ждут туманные перспективы.