Global Look Press

В ближайшие 1,5-2 года в России ожидается кризис "плохих" долгов", пишет "Независимая газета" со ссылкой на предостережения Института экономической политики (ИЭП) им. Гайдара.

"Ситуация на самом деле катастрофичная. Мы имеем 11-триллионный портфель, размещенный под ставку 16% годовых, с объемом платежей в 2 трлн рублей ежегодно", - пишет научный сотрудник, бывший замглавы Минэкономразвития Алексей Ведев.

Экономист указывает, что "основной объем задолженности приходится на низкодоходные слои населения". "Вызывают большой вопрос попытки использовать кредиты населения в качестве одного из локомотивов экономического роста, в том числе через ипотечное кредитование", - пишет Ведев. Например, он уточняет, что на фоне неблагоприятной ситуации с доходами населения "для многих 10%-ная ставка по ипотеке является неприподъемным кредитом".

Опрошенные изданием эксперты соглашаются с тем, что есть серьезные риски. Однако многие аналитики предлагают не сгущать краски.

"Рассматривать кредиты с точки зрения локомотива экономики рискованно", - считает зампредправления "Локо-Банка" Андрей Люшин. Но, по мнению банкира, "вряд ли в ближайшие несколько лет произойдет кризис "плохих" долгов". "Государству невыгоден такой расклад, и оно всеми силами будет добиваться, чтобы этого кризиса не произошло", - надеется Люшин.

"Утверждать, что кризис случится, мы не возьмемся, но динамика роста выдачи потребительских и ипотечных кредитов по сравнению с динамикой реальных располагаемых доходов населения выглядит настораживающее", - сообщает аналитик компании "Финам" Алексей Коренев.

"Россияне, вынужденные сократить потребление в начале кризисного периода (конец 2014-го, 2015 и 2016 годы), сейчас кто вынужденно, кто просто устав экономить, заметно увеличивают потребление. Причем потребление именно в кредит", - поясняет Коренев.

Однако проблема в том, что "более половины потребительских кредитов сейчас берется на рефинансирование ранее взятых", обращает внимание Коренев. По его словам, особенно это характерно для отдаленных регионов и небогатых слоев населения.

"Понятно, что это путь в пропасть, - признает доцент факультета финансов и банковского дела РАНХиГС Сергей Хестанов. - Но, с другой стороны, катастрофических рисков для финансовой системы в целом это не несет"."Проблема "плохих" долгов действительно есть. Но драматизировать ситуацию я бы не стала, - говорит член президиума "Опоры России" Ирина Капитанова. - Во-первых, долги можно реструктурировать. Во-вторых, в крайнем случае на помощь всегда придет государство".