seebiz.eu

Вызвавшая серьезную обеспокоенность в Венгрии сделка по покупке 21,2% акций венгерской Magyar Olaj-es Gazipari Nyilvanosan Mukodo Reszvenytarsasag (MOL) у австрийской OMV Group, еще не завершена, а венгерская компания уже готовится к "встрече" инвестора из России, пишет газета "Ведомости".

Сделка на между Сургутнефтегазом и OMV Group 1,4 миллиарда евро будет завершена на днях, утверждает источник, близкий к продавцу. Между тем, венгерская компания уже готовится к обороне. "Изменения в структуре акционеров" заставляют компанию разработать "разумные механизмы", которые позволят получать достоверную информацию о бенефициарах владельцев акций MOL и избежать постепенного захвата контроля над компанией, следует из материалов к годовому собранию акционеров MOL, которое назначено на 23 апреля.

Руководство MOL предлагает акционерам одобрить пакет поправок в устав, которые позволят достичь продекларированных целей. "Похоже, что компания готовится к настоящей войне", цитирует газета партнера адвоткатской компании "Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры" Дмитрия Степанова. "Пожалуй, одно из самых мягких новшеств - обязанность каждого акционера немедленно раскрывать своих бенефициаров по требованию совета. А если акционер не подчинится или будут основания полагать, что он предоставил ложную информацию, он лишится права голоса по акциям.

Если же акционер не подчинится или будут основания полагать, что он предоставил ложную информацию, он лишится права голоса по акциям. Это право, кстати, и сейчас ограничено 10% голосов для владельцев большей доли (кроме правительства Венгрии), уточняет газета.

Нововведение словно специально придумано для Сургутнефтегаза - замой непрозрачной российской нефтяной компании, которая все последние годы не предоставляет отчетности по международным стандартам, и структура акционеров которой едва ли не самая запутанная в России.

Кроме того, поправки фактически не дают возможности оперативно сменить совет директоров, отмечает Степанов. Решение о переизбрании совета акционеры должны будут принимать не простым большинством, как сейчас, а тремя четвертями голосов. При этом "за раз" акционеры смогут уволить только одного директора, а дальнейшие перестановки будут невозможны в течение трех месяцев после этого.

Еще совет хочет изменить пункты устава, касающиеся привилегированной акции серии "В": сейчас она наделена привилегированными правами, только пока принадлежит правительству Венгрии. Поправки в устав снимают это ограничение, но оставляют за владельцем акции право вето на решения, касающиеся переизбрания членов совета директоров и наблюдательного совета, аудитора компании, распределения прибыли после налогообложения, а также на внесение изменений в ключевые пункты устава.

Сомневаться в том, что поправки будут приняты, не приходится: менеджмент MOL контролирует более 50% голосов. Между тем, аналитик KBC Securities Петер Тордай считает, что поправки "нарушают интересы миноритарных акционеров, так как наделяют почти безграничными правами совет директоров". К примеру, совет может получить право вплоть до 2014 г. самостоятельно принять решение о выпуске новых акций на сумму до 30 млрд форинтов, а это почти 30% от действующего уставного капитала (сейчас решением совета капитал может быть увеличен не более чем на 15%).

Преодолевать сопротивление менеджмента и властей в странах Восточной Европы приходится практически всем крупным российским инвесторам. Об этом подробно рассказал Леонид Федун, вице-президент "Лукойла", второй по величине нефтяной компании России, в интервью Financial Times.