Начавшаяся в России стагнация может затянуться на десятилетия. Внутренних источников роста не видно, а внешние условия в ближайшие годы будут ухудшаться, полагает обозреватель русского издания журнала Forbes Борис Грозовский.
Еще хуже, по мнению автора, то, что торможение роста не уменьшает, а увеличивает долю тех, кому выгодно текущее положение дел, а перемены страшны. Растут зарплаты бюджетников и сотрудников правоохранительных органов, инвестиции в северокавказские курорты и проекты естественных монополий.
Во всей экономике рентабельность сжимается, и лишь госкомпании и промышляющие госзаказом фирмы продолжают получать хорошую прибыль.Это закономерно - таким образом элитные группы пытаются максимизировать свои доходы, наращивать их, несмотря на экономическую конъюнктуру.
В прикормленном секторе трудятся не менее 40% всех занятых в экономике. Например, только в "Газпроме", "Почте России", РЖД, Сбербанке и "Роснефти" работает порядка 2,4 млн человек. Это 3,4% всех занятых в стране.
Все эти люди, а также члены их семей кровно заинтересованы в том, чтобы деловой климат не менялся, а о реформах государство только болтало. И это вполне рациональный интерес: трезво глядя на деловой климат в стране, сотрудник региональной почты, контролер электрички или охранник небольшой аптеки, которым любые реформы грозят увольнением, понимают, что не могут рассчитывать на успешный старт в качестве владельца небольшого бизнеса.
Это очень опасная ситуация. Она может толкнуть страну в длительную стагнацию. Например такую, какую переживала в 1981–2010 годах Мексика, а 1990-е годы - Япония.
Россия же пока предпочитает инвестициям в образование наращивание госпрограммы закупки вооружений и строительство дорог, которых никогда не бывает достаточно, и уверенно приближается к ловушке стагнации.
Только на этот раз, пишет колумнист, причины остановки роста, в отличие от 2008 года, надо искать не во внешнем мире, а внутри.