Несмотря на негодующие возгласы отдельных представителей общественности и возможное недовольство широких масс населения, Путин обзавелся невероятным орудием мести за санкции. Власть сможет компенсировать олигархам ущерб от западных санкций и тем самым избежать "бунта" элиты", у которой теперь будет меньше оснований для попыток убедить "царя" сменить его курс на Украине. Некоторые обозреватели считают также, что Кремль готовится к битве с бывшими акционерами ЮКОСа. Об этом, как сообщает InoPressa, пишут в четверг западные СМИ.
Москва готовится дать местным судам полномочия на конфискацию имущества иностранных государств, пишет The Financial Times. Цель - "помочь с выплатой компенсаций российским олигархам за активы, арестованные за рубежом в рамках западных санкций", считает журналистка Кэтрин Хилле.
Законопроект уже прозвали "законом о вилле Ротенберга": в сентябре в Италии в рамках санкций ЕС и США был наложен арест на роскошную недвижимость миллиардера Аркадия Ротенберга. Первоначальный вариант документа вызвал негодующие возгласы, что госбюджет превращают в страховой полис для российских олигархов.
Законопроект также подогревает страхи, что активы иностранцев в России могут стать пешкой в противостоянии Москвы и Запада. Некоторые оппозиционные политики выразили мнение, что он может дать импульс к недовольству правительством.
Юристы, правда, полагают, что российские магнаты поостерегутся пользоваться этим законом, так как им придется доказывать свое право собственности в российском суде. "Они боятся налогового инспектора, боятся рейдерских атак, вот почему они изначально зарегистрировали компании в иностранных юрисдикциях", - сказал изданию неназванный иностранный юрист.
"Законопроект, одобренный в первом чтении Госдумой, должен предоставить правительству Путина невероятное орудие возмездия, по сути позволив исполнительной власти компенсировать ущерб как раз тем внутрисистемным бизнесменам и представителям элит, которые, согласно упованиям Запада, должны были убедить российского лидера поменять курс по Украине", - комментирует московский корреспондент The New York Times.
"Новый законопроект был именован российской прессой "законом Ротенберга" - по имени Аркадия Ротенберга, бывшего спарринг-партнера по дзюдо Владимира Путина, ставшего богатым промышленником, - сообщает читателям корреспондент. - В прошлом месяце власти Италии конфисковали недвижимость общей стоимостью в 40 млн долларов, частично имеющую отношение к Ротенбергу".
Этот закон может потенциально стать ловушкой для крупных международных корпораций, имеющих значительные инвестиции в России, таких как McDonald's, Pepsi, ExxonMobil. "Пока что под демонстративный удар попала только икона американской корпоративной культуры McDonald's", - говорится в статье. "И без нового законопроекта международным компаниям приходится нелегко, поскольку российская экономика быстро продвигается к рецессии, - размышляет журналист. - К примеру, Ford заявил, что падение спроса на автомобили в России наносит ущерб глобальной прибыли компании".
Корреспондент The Wall Street Journal Андрей Остроух отмечает: данная инициатива была "неоднозначно" встречена в парламенте, что по российским меркам "необычно". Об этом свидетельствуют как результаты голосования в парламенте (233 голоса "за" при минимально необходимых для утверждения 226), так и мнение министра экономики.
"Этот законопроект фактически распространяет неявную бюджетную страховку на иностранные активы. То есть фактически мы поощряем вывоз капитала из России в различных формах, что не является задачей экономической политики", - заявил Алексей Улюкаев, выступая в Госдуме перед голосованием.
Газета также приводит мнение неназванного "главного экономиста крупного американского банка в Москве", который назвал законопроект "катастрофическим" и выразил надежду, что дальнейшие согласования он не пройдет.
Тем временем экс-владелец "Межпромбанка" и бывший член Совета Федерации Сергей Пугачев в первом интервью с тех пор, как государство конфисковало его многомиллиардную судостроительную империю, заявил, что в России уже нет частной собственности: "Есть только крепостные, которые принадлежат Путину".
Пугачев раньше был настолько близок к Путину, что получил прозвище Банкир Кремля, напоминают журналисты.
Высказывания Пугачева приобретают свежий оттенок в свете ареста Владимира Евтушенкова и акций "Башнефти". Когда Путин начал кампанию по возврату ключевых секторов экономики под контроль государства, границы между бизнесом и Кремлем начали стираться. По словам Пугачева, в настоящее время процесс ускорился.
"Теперь есть Путин и его пособники, которые выполняют его приказы. И все наличные деньги, которые на этом делаются, поступают на баланс Путина, - сказал Пугачев. - Страна находится в состоянии войны. И следовательно, большой бизнес не может жить как раньше. Он должен жить по правилам войны".