Reuters

Президент Владимир Путин поддержал идею создания на базе Центробанка финансового мегарегулятора, которому предлагается передать надзор за страховыми компаниями, биржами и фондами - то есть, функции, отбираемые у правительства. За новой структурой также останется весь банковский надзор. По слухам, возглавить ее было предложено экс-министру финансов Алексею Кудрину, но тот в понедельник это опроверг. Банкиры и финансисты не сомневаются, что структура будет создана, но не понимают логику предстоящих преобразований. Многие опасаются, что под угрозой окажется финансовая устойчивость в целом, а в экономике произойдет снижение темпов роста и конкуренции.

Обмен мнениями состоялся в рамках круглого стола "Создание финансового мегарегулятора в России: от идеи до реализации", отчет о котором публикует в среду "Независимая газета". Так, директор Банковского института ВШЭ Василий Солодков считает, что существующая система регулирования не нуждается в мегарегуляторе. "Идея появилась ниоткуда, и почему она появилась - непонятно", - цитирует его издание.

Эксперт не видит объективной необходимости слияния надзора в единый блок. "Более того, я не понимаю, каким образом этот новый орган власти собираются создать. У нас сегодня 900 банков, а в США - 9 тысяч. Если мы хотим и дальше снижать количество финансовых организаций, то создание мегарегулятора - правильное решение. Если же хотим развивать конкуренцию - то неправильное".

Завотделом международных рынков капитала ИМЭМО РАН Яков Миркин отметил, что "с 2009 года с рынка ушло примерно 150 банков, осталось 900 - то есть процент вымирания довольной высокий". "Если произойдет автоматический перенос функций к ЦБ, то мы увидим значительно больший процент этого вымирания: за счет банков, брокеров-дилеров, страховых компаний и так далее", - предупредил он.

Миркин пояснил, что "у Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР) в последние 10-15 лет росли новые функции и полномочия, тогда как ее ресурсы не менялись". Поэтому, по его словам, финансовое сообщество ставило вопрос об увеличении ресурсов ФСФР, в том числе и для решения проблемы надзора над финансовыми рынками.

Идея мегарегулятора как маскировка очередного провала властей

В свою очередь эксперт ФСФР Юрий Данилов предположил, что созданием новой структуры власти попытались замаскировать свой очередной провал. "Сегодня можно признать, что проект создания Международного финансового центра (МФЦ) в России провален. Отсюда и новые проекты, призванные снизить негативный эффект", - приводит его слова газета.

Директор по управлению активами инвесткомпании "Трейд-Портал" Николай Солабуто полагает, что вопрос о мегарегуляторе возник из-за того, что за последние 10 лет ЦБ полностью провалился как регулятор. "А в пику ему ФСФР действовала очень профессионально и оперативно, чем и заслужила лестное к себе отношение и со стороны властей, и со стороны участников рынка", - считает он.

"Центробанк хотят сделать более управляемым. Если без изменения Конституции все полномочия ФСФР отдадут в ЦБ, то мы получим еще более худший результат по банкам и развал инвестиционного бизнеса, - считает эксперт. - Так как ЦБ не является специалистом в области инвестиций, скорее всего он будет вести политику к банкротству инвесткомпаний".

Кудрин отрицает, что идея мегарегулятора связана с проблемой его трудоустройства

Что касается возможного главы мегарегулятора, то, как считает Солабуто, самое главное - чтобы это был выходец из ФСФР. "Если назначенец будет из банковской сферы, то нас ждет развал отрасли", - предсказывает экономист. А директор Банковского института ВШЭ Василий Солодков даже предположил, что идея создания мегарегулятора зародилась потому, что "появилась проблема трудоустройства Кудрина".

Экономист Олег Буклемишев рассуждает на страницах Forbes: "Слухи о том, что бывший министр финансов может возглавить финансовый мегарегулятор, хорошо объясняют, почему чиновники так торопятся его создать". "Либо в рамках общего политического тренда считается целесообразным сосредоточить в одной точке мегаконтроль за финансовыми потоками всех мастей, подобно тому как функции следствия были собраны в надстроечном Следственном комитете. Либо, как это часто бывает, речь идет о решении ситуационно мегаважного кадрового вопроса", - пишет автор статьи, намекая на перспективу возвращения во власть столь опытного финансиста и политика как Алексей Кудрин.

Сам глава Комитета гражданских инициатив Кудрин заявил в понедельник РИА "Новости", что считает преждевременным обсуждение кандидатур на пост будущего главы финансового мегарегулятора. Ему этот пост никто не предлагал, уверяет он. "Насколько я знаю, эти идеи еще только прорабатываются, еще по ним окончательного решения не принято. Сейчас обсуждать какие-то позиции в будущем мегарегуляторе, когда он еще не создан, рано", - цитирует его агентство.

Более того, экс-министр финансов раскритиковал создание мегарегулятора на базе ЦБ и ФСФР. Он высказал мнение, что это усилит вмешательство правительства в денежно-кредитную политику ЦБ, который "должен быть независимым, прежде всего, в своей эмиссионной деятельности, обеспечении важнейших составляющих макроэкономики - инфляции и курса".

Кудрин сообщил, что осенью прошлого года, вскоре после ухода из правительства, получил предложение возглавить Банк России, отказался от него и затем переговоров по этому поводу не вел. Эксперты называют пять претендентов на пост главы укрупненного ЦБ. Помимо Кудрина, это первый вице-премьер РФ Игорь Шувалов, вице-премьер Аркадий Дворкович, первый зампред Банка России Алексей Улюкаев и глава ВТБ Андрей Костин.

Сейчас деятельность кредитных организаций регулирует Банк России, профессиональных участников финансового рынка - ФСФР. Идея создания единого регулятора на российских финансовых рынках обсуждается уже много лет, однако только в последние месяцы она начала обретать конкретные формы. Вариант вливания Федеральной службы по финансовым рынкам в Банк России поддержали уже и министр финансов Антон Силуанов, и глава ФСФР Дмитрий Панкин.

Президент РФ Владимир Путин 2 октября заявил, что вопрос о создании в России финансового мегарегулятора надо обсудить и оперативно решить. А первый зампред ЦБ Улюкаев говорил, что при принятии политического решения о создании такого регулятора функции ФСФР могут быть переданы Банку России уже до конца 2013 года.