Консервация развития экономики сдерживает расширение среднего класса, приводит к его размыванию и потере им ключевых качественных характеристик, считает замдиректора Института социально-экономических проблем народонаселения РАН Елена Авраамова, пишет газета "Ведомости".
Как отмечает эксперт в докладе для Апрельской конференции Высшей школы экономики, к среднему классу относятся отвечающие трем критериям: профессиональному (руководители, специалисты с высшим образованием, предприниматели - люди, получающие отдачу на свой человеческий капитал), самооценке материального положения и самооценке социального статуса.
Всего этим критериям отвечают, по данным проведенного в 2016 году опроса, 18,5%. Это ядро среднего класса. Если судить только по одному из критериев, то больше всего ценящих свое общественное положение: 63%. Только по материальной самооценке в средний класс могли бы попасть 49%, по профессиональному статусу - меньше всех, 32%.
Недостаточное количество рабочих мест для людей с высшим образованием и квалификацией заметно ограничивает расширение среднего класса, считает Елена Авраамова.
Эксперт отмечает также, что проблема статусной несовместимости, имевшая место в начале 1990-х годов, так и не преодолена. Барьером для расширения среднего класса становится структура экономики, развивающаяся не в модернизационном направлении, которое бы стимулировало создание инновационных рабочих мест, подчеркивает она.
Из-за огосударствления экономики в России большая часть населения занята в бюджетной сфере, госструктурах или структурах, аффилированных с государством, то же самое происходит и со средним классом: его ядро формируют чиновники, силовики, а также финансисты.
Так, в сфере промышленности к ядру среднего класса относится 15,6% занятых, а в сфере госуправления - 30%. Представители среднего класса чаще других считают, что положение их работодателя устойчиво, и тех, кто не пострадал от кризиса, среди них больше, чем пострадавших.
Как заключает Елена Авраамова, средний класс испытывает кризис: его расширение сдерживается отсутствием модернизационного развития, а уровень накопления человеческого потенциала превосходит возможности его реализации.
За два года кризиса к началу 2017 года реальные доходы населения сократились на 12%, зарплаты и пенсии - на 8%, подводят итоги в мониторинге для Апрельской конференции эксперты Института социальной политики ВШЭ.
В начале 2017 года существенных изменений не произошло, фиксируют эксперты РАНХиГС в мартовском выпуске мониторинга социально-экономического развития страны.
По данным Knight Frank Research, которые приведены в мониторинге, рост бедности и деградация потребления средних слоев сопровождались ростом благосостояния сверхбогатых. Так, в 2016 году число долларовых миллионеров в России увеличилось на 10%, до 132 тыс. человек, тогда как в целом в мире оно выросло на 3%, а в Европе даже снизилось на 4%.