ikea.com

Крупнейшему в России владельцу торговой недвижимости - шведской IKEA брошены обвинения в коррупции. Подтвердятся они или нет - непонятно, но ясно, что некоторые правила российского бизнеса шведская компания усвоила едва ли не лучше, чем сами русские, пришли к заключению "Ведомости", проведя собственное расследование. Оно не привело к прямому ответу на вопрос, давала ли IKEA взятки, но показало, что шведская компания часто оказывается в России во взяткоемких ситуациях.

Первым директором "ИКЕА Мос" был Леннарт Дальгрен, он рассказал газете, как все начиналось. На строительство такого большого торгового центра, как IKEA или "Мега", необходимо было получить около 300 различных разрешений, вспоминает Дальгрен: "Если бы мы ждали, пока нам их выдадут, мы потеряли бы годы". Поэтому, по словам Дальгрена, его компания договаривалась с местными властями, что она начинает стройку, а разрешения будет получать "в процессе". Правда, и риск был высок - чиновники пользовались ситуацией.

В 2003 году IKEA строила свой первый в России дистрибуторский центр - склад в подмосковном Солнечногорске. Дальгрен говорит, что получил устное согласие на стройку главы Солнечногорского района Владимира Попова. "Неожиданно на стройку приехала милиция. Она остановила работы, все перекрыла, мы не могли даже войти на территорию". Дальгрен пытался связаться с Поповым, но тот как сквозь землю провалился. Через некоторое время он появился и пообещал открыть стройку, если IKEA заплатит 10 млн рублей. "Я сказал: давайте, мы платим, нам надо строить, но мое условие - эти деньги идут в дома престарелых, - продолжает Дальгрен. - У меня было ощущение, что мы договорились, но пару дней спустя Попов пришел и сказал, что сделка отменяется: 10 млн мало, надо 30 млн. Мы каждый день теряли тысячи долларов из-за простоя. Дешевле было выплатить эти 30 млн". IKEA перевела деньги в благотворительный фонд, "сообщила об этом всему городу, местным журналистам", и "милиция уехала, стройку открыли".

Похожая история случилась и год спустя с "Мегой Химки". Открытие торгового центра, намеченное на декабрь 2004 году, сорвалось: Госархстройнадзор не подписал акт о госприемке, потому что торговый центр работал на резервных генераторах и не была построена транспортная развязка. IKEA пришлось не только построить два моста по 4 млн долларов (один из них так и не запустили), но и пообещать 1 млн долларов на развитие детского спорта.

Из 14 торговых центров "Мега" лишь два открылись в срок и без каких-либо проблем. Проблемы везде примерно одинаковые. Например, в сентябре 2006 года на два месяца было приостановлено строительство "Меги Ростов-на-Дону", которое велось без разрешения и утвержденного проекта. За 12 дней до запланированного открытия "Меги Адыгея" в мае 2008 года суд оштрафовал "ИКЕА Мос" за строительство без утвержденного проекта, открытие перенесли на месяц. "Мега Уфа", которую начали строить в сентябре 2007 года, до сих пор не открыта; в мае 2008 года Госстройнадзор Башкирии обнаружил, что часть работ выполнена без надлежащих разрешений. В Новосибирске, когда подошло время открытия "Меги", Госархстройнадзор нашел массу недоделок; по словам руководителя инспекции Госархстройнадзора по Новосибирской области Виталия Ивлева, отсутствовала система теплоснабжения, IKEA пыталась подключить торговый центр к резервным дизельным генераторам и не построила транспортную развязку, хотя это было включено в технические условия; в итоге в день официального открытия "Меги Новосибирск" была введена только треть комплекса, а остальное - через год.

Доходит и до курьезов. В 2009 году Госстройнадзор Татарии обнаружил, что "Мега Казань" четыре года работает без разрешения на эксплуатацию. В Самаре чиновники до сих пор не дают IKEA открыть торговый центр, построенный еще в ноябре 2007 года.

А вот с запуском "Меги Белая дача" в Москве проблем не было. Ее совладельцем является бывший министр сельского хозяйства, депутат Госдумы Виктор Семенов.

"Формально IKEA не всегда действовала в правовом поле, из-за этого у нее и возникали проблемы, - считает замминистра экономразвития Станислав Воскресенский. - В одних регионах власти поддерживают IKEA, рассчитывая на новые рабочие места и налоги, в других - нет, и там у IKEA начинались сложности".

Пример IKEA показателен с точки зрения необходимости изменения градостроительного законодательства, защищает шведскую компанию директор департамента Минэкономразвития Сергей Беляков. "Из-за запутанных процедур сбора документов, который занимает до трех лет, инвесторов ставят перед выбором - или потратить много времени на экспертизу, согласования и в итоге отказаться от инвестиций в России, или начинать строительство, а документы оформить потом. Второй способ стал общепринятым, и IKEA не исключение", - считает чиновник.

"Раньше многие начинали строить до того, как получали разрешения, сознательно шли на нарушения, платили штрафы, лишь бы не задерживать строительство, - согласен старший вице-президент Knight Frank Андрей Закревский. - Если бы все соблюдали строительное законодательство, то в России до сих пор бы не было ни IKEA, ни других крупных проектов".