Хотя ситуация с арестом акций "Вымпелкома", принадлежащих дочке "Альфа-Групп" Михаила Фридмана, благополучно разрешилась выделением холдингу 2 млрд долларов государственных денег, западные инвесторы все же опасаются, что российский бизнес вернется к схемам ухода от финансовой ответственности, практиковавшимся во время кризиса 1998 года, передает сообщает InoPressa.ru со ссылкой The Financial Times.
- Глава Hermitage Уильям Браудер: "На Западе будет хуже, чем в России в 1998-м"
По сведениям издания, энергетическая компания "ОГК-3" недавно приобрела ряд активов Владимира Потанина (25% Ковыктинского газового месторождения и 35% американского производителя топливных элементов). Инвесторов насторожил тот факт, что "ОГК-3" является дочерним предприятием принадлежащего тому же Потанину "Норникеля", из-за чего вся сделка "выглядит как прямой перевод средств в пользу Потанина". Особенно пикантной показалась им покупка доли в Ковыктинском месторождении, поскольку ранее "Газпром" отказался приобрести его акции по более низкой цене, сославшись на то, что слишком велик риск отзыва лицензии.
С "Норникелем" связан еще один сомнительный эпизод: в сентябре три дочерних предприятия компании выкупили небольшой пакет его акций, для чего потребовалось перевести часть средств в "Росбанк" – также принадлежащий Потанину.
Потанин, по словам вице-президента ВТБ Василия Титова, столкнулся с требованием внести дополнительное обеспечение по ряду кредитов и сейчас находится в "очень сложной ситуации". Один известный западный инвестор, работающий в России, в беседе с Белтон заметил, что "когда людям не хватает денег, они готовы на все".
Даже олигарха Михаила Прохорова, который до начала кризиса удачно ушел в кэш, подозревают в попытке отказаться от своих договорных обязательств по выкупу акций миноритариев региональной энергетической компании "ТГК-4". Якобы именно для этого он "играет дефинициями", делая упор на то, что "ТГК-4" имеет статус естественной монополии и стратегического предприятия, а ее акции формально принадлежат не группе "Онексим", а ее иностранной дочерней компании, зарегистрированной на Кипре. "По российским законам контрольный пакет акций естественных монополий и стратегических предприятий не может принадлежать иностранным компаниям", – указывает FT.
"Если мне как представителю кредитной организации приходится выбирать между Бразилией, Турцией, Индией и Россией, на данный момент, с моей точки зрения, вариант с Россией даже не рассматривается... Чтобы пойти на такой риск, нам нужно подтверждение от государства, что этот закон о стратегических активах нельзя будет использовать как предлог для ухода от обязательств. Если можно вот так запросто вписать свою компанию в список стратегических предприятий, иностранные кредиторы не смогут брать российские активы в залог по кредиту. Сегодня Россия действительно нуждается в капитале. Но до тех пор, пока данный вопрос остается открытым, в этом смысле можно ни на что не надеяться", – цитирует газета слова "высокопоставленного сотрудника крупной международной инвестиционной компании".