Reuters

Трудности, с которыми сталкивается проект строительства альтернативного - в обход Украины и Белоруссии - газопровода "Южный поток", обсудили 9 октября премьеры Италии Сильвио Берлускони и РФ Владимир Путин.

Вопрос с Турцией, которая в ноябре должна дать "добро" на прокладку трассы по своей экономической морской зоне, почти решен, комментирует переговоры "Независимая газета", но есть страна, которая фактически тормозит реализацию всего проекта.

Эксперты уверены, что главным препятствием стала Болгария, которая всеми способами добивается для себя новых льгот. Как заявил Берлускони, "мне придется, наверное, поработать с дипломатической точки зрения в отношении одной из стран, чтобы убедить ее, чтобы она не выдвигала каких-либо трудностей по этому проекту".

До недавнего времени главным препятствием на пути "Южного потока" была позиция Турции, которая дала разрешение на проведение работ по исследованию шельфа, но не торопилась с аналогичным разрешением на прокладку самого газопровода. Однако позже обострилась и проблема Болгарии, где в июле 2009 года пришло к власти новое правительство, грозившее разорвать все соглашения, заключенные его предшественниками с Москвой.

За согласие возвратиться к реализации проекта, данное в июле 2010 года болгарским премьером Бойко Борисовым, Москве пришлось пойти на уступки, в числе которых снижение цен на газ для конечных болгарских потребителей и транзит газа в Турцию и Грецию через элементы старой газотранспортной системы Болгарии.

Как считает директор Института национальной энергетики Сергей Правосудов, болгары хотят от Москвы новых скидок. Так или иначе, скорее всего они согласятся, получив некие преференции, такие как льготные кредиты, участие в проекте своих подрядчиков и т.д.

В то же время "Газпром" добивается у Евросоюза для "Южного потока" статуса трансъевропейской сети (TEN), напоминает партнер консалтинговой компании RusEnergy Михаил Крутихин. С получением такого статуса проект пойдет довольно быстро. Например, как только такой статус был дан "Северному потоку", его реализация началась рекордными темпами.

Впрочем, учитывая, что проект довольно затратный - почти 23 млрд долларов, страны-транзитеры, за исключением Австрии, из-за кризиса находятся в сложной ситуации и не могут тратить средства на финансирование национальных участков трубопроводов, поясняет эксперт.