По экономической амнистии вышли на свободу немногим более 2 тысяч предпринимателей, хотя уголовному преследованию в России подверглись около 100 тысяч бизнесменов. РБК daily выяснила, за что сидели амнистированные и вернутся ли они в бизнес.
Издание приводит несколько конкретных случаев. Так, Алексей Рябинин из Орловской области добывал питьевую воду без лицензии и преследовался за незаконное предпринимательство. Ему грозило до пяти лет тюрьмы и штраф в несколько сотен тысяч рублей, но Рябинин говорит, что работал в убыток, и отмечает, что в делах о незаконном предпринимательстве следователи не учитывают расходы подозреваемых, считая только доходы.
Директор нефтяной компании Олег Данилов владел небольшой нефтяной компанией с привлечением иностранного капитала. У него тоже "незаконное предпринимательство" из-за отсутствия лицензии. Свое дело Данилов считает надуманным, а применение амнистии - удачным ходом адвоката и подарком от государства.
На нижегородского строителя Александра Бекусова возбудили уголовное дело и остановили бизнес, произвели выемки документов и блокировку счетов. Имущество отобрали и продали третьим лицам. Предприниматель считает себя жертвой рейдеров. Ему грозило до десяти лет тюрьмы, за решеткой до амнистии он провел полгода.
"Широкая" амнистия оказалась в десять раз уже, чем ожидалось
Амнистия была объявлена в июле и продлится до декабря. Из почти 100 тысяч уголовно преследуемых предпринимателей под амнистию пока подпало около 1300 человек, из них лишь чуть более сотни находились в СИЗО и колониях. Обязательным условием применения амнистии является возмещение ущерба - это касается не только осужденных, но и подследственных.
Депутат от КПРФ Олег Денисенко, помощник омбудсмена Бориса Титова по реализации амнистии, рассказал, что дела тех предпринимателей, в отношении которых в декабре начнется процедура амнистии, будут доведены до конца в 2014 году.
Региональные омбудсмены по делам предпринимателей Евгений Лыкин (Орловская область) и Степан Ткачук (Вологодская область) отметили, что в их регионах под амнистию подпадает с десяток предпринимателей в каждом.
Владимир Путин использовал лишь 27 из предложенных командой бизнес-омбудсмена Бориса Титова пятидесяти статей УК. Тормозит амнистию норма о возмещении имущественного ущерба.
Одной из причин небольшого количества освобожденных считается непроведение амнистии по 159-й статье УК - мошенничеству. По оценке лидера "Бизнес солидарности" Яны Яковлевой, из 10 тысяч заключенных, сидящих по ней, примерно половина - предприниматели. Под амнистию подпадают недавно введенные "предпринимательские" пп.1 и 4 ст.159-й. Многие осужденные предприниматели сейчас пытаются переквалифицировать свои приговоры со 159-й на 159-ю п.1 или 4, но, по мнению Яковлевой, суды имеют общую установку срывать этот процесс.
"Тюрьмы и так переполнены, они там не должны находиться. Эти люди не являются опасными. Зачастую это явно административные правонарушения, за которые нужны штрафы. Уголовная судимость, например, не позволит предпринимателю взять кредит в банке", - говорит Яковлева.