Предстоящая амнистия капиталов будет распространяться не только на денежные средства, заявил РБК-ТВ министр финансов РФ Алексей Кудрин.
По его словам, сейчас правительство дорабатывает концепцию амнистии, которая, кроме декларирования и погашения, может предусматривать расширение перечня операций, которые будут амнистированы. "Возможно, мы еще расширим список не только переводимыми деньгами на счета, но и имуществом, которое уже ранее приобретено", - сообщил глава Минфина.
Также министр финансов подчеркнул, что какой-то специальной перепроверки данных о финансовых операциях не будет. Эти данные будут проверяться только в рамках обычных операций, которые проводятся через Центральный банк по закону о борьбе с отмыванием денег. Закон интересуется сделками на сумму свыше 600 тысяч рублей.
При проведении амнистии никаких дополнительных мер к существующим механизмам контроля не добавится, специально операции по погашению или по декларированию средств проверяться не будут, подчеркнул министр.
Впервые предложение о том, чтобы амнистия капиталов распространялась и на имущество, было озвучено главой Минпромэнерго Виктором Христенко. Тогда в ответ на эту инициативу Кудрин заявлял, что этот вопрос связан с "политическим и социальным выбором". "Если общество скажет, что готово простить этих людей, то имущественная амнистия возможна", - предположил он.
Зарубежные наблюдатели главным недостатком российской "как бы амнистии" называют то, что она не распространяется на юридические лица. Тем самым Кремль посылает сигнал бизнесу, говоря, что его прошлые налоговые прегрешения, которые не в последнюю очередь проистекают из недоработанного законодательства, не прощены и не забыты.
Налоговая амнистия игнорирует не только предприятия, она даже не годится для того, чтобы вернуть в Россию беглые капиталы. Согласно различным оценкам, за границей находится от 200 до 300 млрд долларов. Большая их часть лежит на оффшорных счетах в налоговых оазисах. Российской экономике их не хватает. Налоговые органы грозят проверкой происхождения беглых капиталов и при необходимости их возвратом. Кроме того, недавно российский конституционный суд отменил срок давности по налоговым правонарушениям, который до сих пор составлял три года. "Нужно быть сумасшедшим, чтобы поверить обещаниям государства не трогать задекларированное состояние", - считает Андрей Макаров, заместитель председателя налогового комитета Государственной думы.
Для кого же тогда эта налоговая амнистия? Специалист по коррупции Георгий Сатаров считает: "Президент Владимир Путин и министр финансов Алексей Кудрин говорят всему миру, речь, мол, идет об отмывании нелегальных доходов. Что это за огромные доходы, которые надо легализировать с помощью санкционируемого на государственном уровне отмывания денег? Очевидно, это взятки. Правительство говорит своим коррумпированным чиновникам: "Заплатите 13% и живите спокойно".