Moscow-Live.ru

В правительстве подумывают избавить ВЭБ от залогов по кредитам, выданным на Олимпиаду 2014 года в Сочи. В кабмине обсуждается передача объектов Росимуществу, создание паевого фонда (ПИФа) под управлением "Внешэкономбанка" или госкорпорации, которая возьмет их на баланс.

О планах правительства освободить ВЭБ от "олимпийских залогов" РБК рассказал источник в госкорпорации и подтвердил собеседник в правительстве. Речь идет о спортивных и инфраструктурных объектах, в том числе гостиницах, построенных на кредиты "Внешэкономбанка".

Всего в кабмине обсуждаются три варианта передачи залоговых объектов. Первый - передать залоги Росимуществу, а деньги ВЭБу за них перечислит Минфин. Второй - передать залоги в ПИФ под управлением ВЭБа, чтобы постепенно их продать. Третий (три года назад тогдашний председатель ВЭБа Владимир Дмитриев уже предлагал этот вариант) - создать специальную госкорпорацию, которая возьмет залоги по сочинской Олимпиаде себе на баланс и будет ими управлять.

По данным источника РБК в кабмине, правительство начнет предметно обсуждать вопрос "олимпийских залогов" только летом, после того, как председатель ВЭБа Сергей Горьков представит стратегию развития госкорпорации. "Рано говорить, что правительство склоняется к какому-либо варианту", - пояснил собеседник агентства.

При этом камнем преткновения остается стоимость олимпийских объектов. ПО оценкам экспертов, при оценке залогов ВЭБ могут использовать метод дисконтирования денежных потоков (приведение стоимости денежных потоков, ожидаемых в будущем, к дате оценки), либо передать имущество по балансовой стоимости (размер кредита за вычетом резервов), но во втором случае о заработке речи не идет. При любом сценарии передача залогов разгрузит баланс ВЭБа и улучшит показатели капитализации, считает аналитик рейтингового агентства Standard & Poor's Виктор Никольский.

ВЭБ может получить право забрать долги

ВЭБ участвовал в финансировании 20 проектов в Сочи общей стоимостью 321 млрд рублей, из которых 248,6 млрд рублей составляли кредиты Внешэкономбанка, соощает РБК со ссылкой на проспект госкорпорации к евробондам в ноябре 2013 года. ВЭБ столкнулся с неплатежами и к концу 2014 года классифицировал "олимпийские" кредиты на 183 млрд рублей как проблемные. Причем они до сих пор не просрочены лишь благодаря мораторию на обслуживание и погашение этих кредитов, продленному недавно до середины 2017 года. Без моратория эти кредиты были бы официально неработающими, и тогда речь бы шла об отложенных убытках, указывало рейтинговое агентство Fitch.

При этом кредитор будет вправе забрать залоги, если платежи не возобновятся в необходимом объеме, сказал РБК источник в ВЭБе. "Это произойдет либо путем подачи в суд заявления о банкротстве заемщиков, либо, что более желательно, в результате переговоров с ними - залоги в обмен на прощение кредита или его части", - пояснил собеседник агентства.

Среди заемщиков ВЭБа числятся структуры Владимира Потанина (в частности, курорт "Роза Хутор"), Олега Дерипаски (основная Олимпийская деревня) и Виктора Вексельберга (гостиничный комплекс на 3,6 тысячи номеров в имеретинской низменности). Еще одним должником ВЭБа является компания "Курорт плюс", которая в октябре 2015 года купила на аукционе курорт "Горки город" ("Горная карусель") у аффилированного со "Сбербанк капиталом" "СВК холдинга". Как рассказал РБК источник, близкий к продавцу, а также собеседник, знакомый с менеджментом "Горки города", "Курорт плюс" - структура, близкая к главе Минсельхоза России Александру Ткачеву.

На минувшей неделе стало известно, что из президентского резерва, составленного из бывших накопительных пенсионных взносов россиян, который включен в бюджет РФ на 2016 год, почти половина средств пойдет на поддержку ВЭБа, чтобы избежать дефолта по долговым обязательствам. Как сообщалось, 150 из 342 млрд рублей власти уже постановили употребить на покрытие долгов банка.

В конце 2015 года правительство обсуждало докапитализацию ВЭБа через облигации федерального займа (ОФЗ). Этот вариант предусматривал передачу прав требований по "олимпийским кредитам" от ВЭБа Минфину. Но в Министерстве финансов выступили против, заявив, что поддержка банка за счет бюджета страны не должна быть одномоментной и не должна серьезно повлиять на общую сбалансированность федеральной казны. По словам источника РБК, близкого к Министерству финансов, главным аргументом было то, что эта мера никак не поможет ВЭБу с капиталом.

ВЭБ задумывался как институт развития, но кредитование нерентабельных проектов превратило его в банк плохих долгов. Вместе с тем антироссийские санкции закрыли "Внешэкономбанку" фондирование на Западе.

Основной источник проблем ВЭБа - кредиты под так называемые специальные проекты, которые банк выдавал по решению наблюдательного совета и которые сейчас не приносят доходов. Большая часть этих сумм пришлась на украинские "кредитные риски", они же 3 млрд, выданные Януковичу в конце 2013 года и теперь ставшие предметом судебного спора с Киевом, а также ссуды, выданные под олимпийские проекты в Сочи.