Moscow-Live.ru

В Перми начинается суд по необычному делу: клиент требует от "Сбербанка" вернуть вклад в датских кронах, проданных ему банком по ошибочному курсу.

Алексей Иванцов, инженер компании "Пермские моторы" утром 22 декабря прошлого года на сайте интернет-банка "Сбербанка" обнаружил курс датской кроны по 1,8 рубля. Иванцов, по его версии, несколько лет увлекался игрой на бирже и знал, что крона должна стоить дороже 10 рублей.

На 1,8 млн рублей без малого он в течение дня купил 980 тыс. крон в трех отделениях "Сбербанка". Деньги он просил перевести на счет, открытый в первом отделении. К вечеру валютный вклад инженера перестал отображаться в интернет-банке, рассказал РБК его адвокат Алексей Малышев. На следующий день Иванцов попытался получить свои деньги в отделении, где был открыт вклад. Датские кроны, купленные Иванцовым, на тот момент по курсу ЦБ стоили 9,3 млн рублей.

Однако в банке заявили, что операции по обмену рублей на кроны, совершенные накануне, были отменены, а внесенные Иванцовым рубли оформлены как излишки наличных рублей в кассе. Клиенту предложили вернуть его 1,8 млн рублей. Но Иванцов отказался.

Аномально низкий курс кроны в этот день заметил не только Иванцов, но и сотрудники самого отделения и некоторые его клиенты. Служба безопасности банка позже пыталась восстановить картину происходившего в заявлении, направленном в полицию.

Операционисты отделения 22-летняя Марина Радостева и 30-летняя Анна Шишова тоже стали открывать счета в кронах. К попыткам заработать присоединилась и их коллега, 36-летняя Мария Кузнецова. В течение рабочего дня три сотрудницы "Сбербанка" успели открыть 12 фиктивных, по мнению банка, валютных счетов на разные имена (деньги в кассу банка не вносились).

Каким образом об операциях стало известно, из заявления "Сбербанка" в полицию неясно. Но к 19:00 сотрудницы получили указание прекратить сделки по обмену рублей на кроны, все проведенные операции (в том числе и операции Иванцова) были отменены.

В "Сбербанке" считают, что все участники событий, покупавшие кроны в тот день, были знакомы между собой. Ущерб банк оценил почти в 24 млн рублей, попросил полицию дать правовую оценку их действиям и при необходимости возбудить уголовное дело.

Иванцов же в конце января подал иск в Мотовилихинский районный суд Перми к отделению "Сбербанка" на Монастырской улице с требованием выплатить около 20 млн рублей. В эту сумму вошли вклад в кронах и неустойка за неисполнение обязательств банком.

Представители "Сбербанка" считают, что ошибка в курсе была "технической и непреднамеренной". В отзыве на исковое заявление Иванцова банк признал, что с 17 по 22 декабря для безналичных и наличных расчетов были установлены два разных курса конвертации датской кроны. В первом случае - корректный, а во втором - заниженный в 10 раз.

Причина ошибки кроется в динамике официального курса датской кроны на сайте Центрального банка, пишет издание. Финансовый регулятор при публикации официальных курсов иностранных валют может без предупреждения менять число единиц в курсе валюты.

Обычно ЦБ публикует курс датской кроны в рублях исходя из 10 крон. Но в "черный вторник" 16 декабря прошлого года официальный курс составлял 97,57 рубля за 10 крон. На следующий день стоимость 10 крон перевалила за 100 рублей, и регулятор опубликовал курс за одну крону - 10,24 рубля.

После того как рубль укрепился, ЦБ вновь перешел к публикации курса датской валюты исходя из 10 крон. И так происходило несколько раз в декабре прошлого и январе - феврале этого года.

Иванцов был не единственным, кто попытался заработать на ошибках банков. Бывший военный, а теперь пенсионер Сергей (просил не указывать фамилию в статье) из Новосибирска в середине января также сумел обменять рубли на кроны по заниженному курсу через интернет-банк "Сбербанка".

Его шансы на выигрыш в суде, так же как и шансы Иванцова, невелики, считают юристы. Финансовый омбудсмен Павел Медведев считает, что ответственность лежит и на банке, и на его клиентах. "Никто не прав, потому что законом такая ситуация не предусмотрена. Думаю, что суд объявит банку выговор, но банк в итоге не позволит забрать заработанные деньги", - рассуждает Медведев.