vtb.ru

С начала осени, когда ВЭБу были выделены ресурсы на финансирование антикризисных мер правительства, банк занимался рефинансированием внешних долгов компаний, выдачей субординированных кредитов, интервенциями на фондовом рынке и санацией Связь-банка и банка "Глобэкс". Теперь от 50 млрд долларов, выделенных государством на рефинансирование внешних долгов российских компаний, не осталось больше ничего, заявил в интервью "Коммерсанту" глава госкорпорации ВЭБ Владимир Дмитриев.

Дмитриев рассказал о схеме отбора компаний-заемщиков, которую большинство экспертов считает непрозрачной. Он пояснил, что между заемщиками и ВЭБом существует неформальная договоренность: не раскрывать тех заемщиков, кто ведет переговоры с иностранными кредиторами. "Правительство сделало все, чтобы оказать адекватную поддержку бизнесу. Но оно действовало не в режиме филантропической акции, а в рамках нормальных рыночных отношений", - резюмировал Дмитриев.

ВЭБ, выдавая кредиты, страховал свои риски, а стало быть, и риски государства. Поскольку средства выделялись нам из золотовалютных резервов ЦБ, мы брали в обеспечение ликвидные залоги. Кроме того, сам заемщик либо третье лицо обеспечили 25% софинансирования. Если эти параметры не соблюдались, кредит выдавался на меньший чем один год срок. Жизнь показала, что эта мера оказалась необходимой.

Теперь программа рефинансирования через ВЭБ приостановлена: у коммерческих банков появилась большая валютная ликвидность. Ряд крупных банков, таких как Сбербанк, Газпромбанк, ВТБ, стали рассматриваться заемщиками как альтернативные институты по рефинансированию внешнего долга. Другие компании сочли возможным идти по пути реструктуризации задолженности через диалог с западными кредиторами. "Участники рынка и там, и здесь трезво смотрят на ситуацию", - оценил положение дел Дмитриев.

Ключевые частные компании-заемщики обеспечили нам места в советах директоров: и "Русал", и "Норникель", и "Евраз", и ПИК. Сейчас обсуждается возможность введения представителей кредиторов на руководящие должности в компании. Но далеко не все заемщики горят желанием допускать чужих в оперативное управление, признал глава ВЭБ.

В усилении роли государства в экономике нет ничего плохого, считает Дмитриев, - для такого исключительно непростого и не имевшего аналогов за последние 50 лет состояния мировой экономики это совершенно нормальная ситуация.

Заемщики уже вернули банку 2 млрд долларов. Среди них в основном госкомпании, аккумулировавшие достаточные ресурсы для досрочного погашения либо получившие дополнительные доходы после реструктуризации своих долгов. Среди досрочно погасивших кредиты - "Роснефть".

С начала года ВЭБ свернул одну из антикризисных программ - по поддержке фондового рынка, израсходовав на нее 168 млрд рублей из выделенных на эти цели 175 млрд из фонда национального благосостояния (ФНБ).

Программа выдачи ВЭБом субординированных кредитов банкам продолжится, в скорректированном бюджете-2009 на эти цели заложено 200 млрд рублей, обещал Дмитриев. Уже выдано 257,1 млрд рублей: ВТБ получил 200 млрд, Россельхозбанк - 25 млрд, оставшиеся 32,1 млрд рублей - Альфа-банк, Номос-банк, Ханты-Мансийский банк и Газпромбанк.

"Я целиком и полностью поддерживаю планы государства сделать акцент на оказании содействия крупнейшим банкам. Именно в этих банках сконцентрирован наибольший объем вкладчиков, и от их состояния зависит устойчивость всей банковской системы", - прокомментировал программу Дмитриев.

Сейчас правительство решает вопрос о дополнительной капитализации ВЭБа на сумму 130 млрд рублей, из них 100 млрд пойдут на реализацию конкретных проектов в промышленности. Утвержден проект строительства крупного цементного предприятия в Ленинградской области, реализуемый группой ЛСР. На очереди - целлюлозно-бумажный комбинат в Красноярском крае.

"Мы в состоянии получать длинные и сравнительно недорогие кредиты, а будучи банком, который не стремится получать сверхприбыли, обеспечиваем кредитование на уровне заметно ниже среднерыночного - 7-15,5% по рублям и 5,1-13% в долларах", - объявил глава ВЭБ.